ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ

ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ И СОЗДАНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ

Логин:

Пароль:

Воспитательная деятельность по формированию ценностных основ здорового образа жизни школьников посредством системной организации процесса воспитания детей

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №18 имени Героя Советского Союза генерала армии В.Ф.Маргелова" Конвертировать в Word

картинка к новости

Задачи, решаемые посредством внедрения инновации

Изучение развития ценностно-смысловой сферы учащихся.
Системная организация воспитательного процесса.
Использование в учебно-воспитательном процессе личностно ориентированного и индивидуальностного подходов.
Проектирование и создание персонифицированных систем воспитания детей.

Целевая аудитория

Руководители образовательных организаций и их заместители по воспитательной работе, педагоги-организаторы воспитательной работы с детьми, классные руководители, воспитатели групп продленного дня, педагоги дополнительного образования.

Описание сути инновации

В образовательном учреждении сложилась продуктивная практика воспитания учащихся. Она строится на двух ключевых моментах, играющих роль системообразующих и системоинтегрирующих факторов в воспитании школьников.

Первым из них является содействие формированию у детей ценностных отношений к себе и окружающей природной и социальной действительности. Он позволяет проектировать и направлять содержание воспитательного процесса на развитие ценностно-смысловой сферы личности учащихся. Тем самым закладываются основы развития важнейших личностных качеств учащихся, становления их индивидуальности и субъектности, формирования здорового образа жизни у юных граждан России.

Педагоги обладают обширным технологическим арсеналом формирования ценностных основ здорового образа жизни. К ним относятся такие формы и способы воспитательной деятельности, как ценностно-смысловой диалог, классный час «Я и мои ценности», дебаты «Современно ли быть нравственным?», диспут «Победителей не судят?», философский стол «Ценности истинные и мнимые», лаборатория нравственного иммунитета, акции милосердия и добротворчества, волонтерский десант, тренинги и презентации здоровья, конкурс «В гостях у доктора Айболита», ролевые и деловые игры по разным проблемам здоровья и здорового образа жизни, турпоходы, уроки с наполнением валеологическими элементами содержания и организации учебно-воспитательной деятельности.

Для изучения развития ценностно-смысловой сферы учащихся педагогами школы совместно с учеными разработаны авторские методики исследования и оценки личностных результатов как сформированности основных ценностных отношений личности ребенка.

Вторым моментом является системная организация воспитательного процесса в школе. Более 20 лет в школе ведется научно-методический поиск, направленный на выявление возможностей и условий использования системного подхода в практике воспитания детей. В 1994 году была начата работа по моделированию и построению воспитательной системы Школы самовыражения учащихся. В 1996 году учителем начальных классов Т.В. Павловой в ходе опытно-педагогической деятельности была создана первая в стране воспитательная система класса. Её опыт был востребован большинством членов педагогического коллектива, приступивших к системной организации воспитательной деятельности в учебных классах, группах продленного дня, кружках и клубах. Чтобы системы обучения и воспитания носили гуманистический характер, администрацией и учителями школы совместно с учеными в 2002 году была организована научно-исследовательская и инновационная деятельность по разработке и использованию в учебно-воспитательном процессе личностно ориентированного и индивидуальностного подходов. В 2014 году приступили к работе по проектированию и созданию персонифицированных систем воспитания детей. Ее успешное проведение позволит обеспечить системную организацию воспитательного взаимодействия на всех уровнях воспитательного процесса в нашем образовательном учреждении:
на общешкольном уровне – воспитательная система образовательной организации;
на уровне структурного подразделения учебного заведения - воспитательные системы классов, кружков, клубов, секций и т.п.;
на уровне воспитания отдельного ученика – персонифицированные системы воспитания детей.

Интересный опыт системной организации воспитательного процесса сформировался в ходе работы по реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов. Учителя начальных классов совместно с родителями и социальными партнерами сумели создать систему воспитания младших школьников «Золотой ключик» (по мотивам сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик») и разработать комплексную форму организации воспитательного процесса – познавательно-игровую экспедицию «В мир открытий и чудес». Эти научно-методические находки педагогов позволили превратить разрозненную внеурочную деятельность учащихся 1-4-х классов в целостную, целенаправленную и результативную систему воспитания и развития детей младшего школьного возраста.

Мероприятия по внедрению / распространению инновации

1. Анализ и обобщение членами творческих групп педагогов школы совместно с учеными Псковского областного ИПКРО и ПсковГУ опыта воспитания у школьников ценностных отношений (в том числе и к своему здоровью) и системной организации воспитательного процесса в образовательном учреждении и его структурных подразделениях.
2. Участие в деятельности межрегионального исследовательского коллектива «Персонифицированная система воспитания ребенка» по разработке теоретических и технологических основ проектирования и создания персонифицированных систем воспитания детей.
3. Подготовка методического пособия «Системная организация процесса воспитания детей». 4. Проведение вебинара «Как организовать персонально ориентированную воспитательную деятельность педагога».
5. Организация и проведение обучающего семинара педагогов и руководителей образовательных организаций по теме: «Формирование у школьников потребности вести здоровый образ жизни».
6. Создание видеоролика «Опыт формирования ценностных основ здорового образа жизни».
7. Создание информационно-методического банка материалов по изучению ценностных отношений как личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
8. Организация работы по сбору, редактированию и публикации научно-методических материалов участников инновационного поиска в блоге «Менеджмент воспитания».
9. Подготовка и проведение веб-презентации научно-методических разработок педагогов образовательных учреждений, участвующих в сетевом взаимодействии, по теме «Педагогическое обеспечение развития персонифицированной системы воспитания ребенка».

Ссылки на электронные ресурсы

Школьный сайт : http://sch18pskov.ru/
Блог «Менеджмент воспитания»: http://anvospitanie.blogspot.ru/

Количество голосов: 0