ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ

ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ И СОЗДАНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ

Логин:

Пароль:

Разработка и внедрение модели управления качеством образования на основе квалиметрического подхода как необходимое условие реализации инновационной деятельности по совершенствованию содержания и технологий обучения и воспитания в общеобразовательной организации

МОУ «Гимназия №2» Конвертировать в Word

картинка к новости

Задачи, решаемые посредством внедрения инновации

В соответствии с Государственной программой «Развитие образования Вологодской области на 2013-2017 годы» (утверждена Постановлением Правительства Вологодской области от 22 октября 2012 года № 1243 с последующими изменениями) целью развития региональной системы образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики области, современным потребностям общества и каждого гражданина.

В логике целевой ориентации система управления качеством образования МОУ «Гимназия №2» связана с обеспечением нового качества образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС), обновлением содержания и технологий реализации основных общеобразовательных программ, созданием комплекса условий, необходимых для их реализации.

Основной целью программы инновационной деятельности является обоснование универсальной модели управления качеством образования на основе квалиметрического подхода как необходимого условия реализации инновационной деятельности по совершенствованию содержания и технологий обучения и воспитания в общеобразовательной организации.

Задачи:
- формирование в образовательной организации нормативно - правовых, информационных и организационно-методических условий инновационной деятельности по совершенствованию управления качеством образования на основе квалиметрического подхода;
- реализация преемственности в управлении качеством образования на уровнях начального общего образования, основного общего и среднего общего образования;
- организация сетевого сообщества образовательных организаций по проблеме управления качеством образования по решению наиболее актуальных задач образования;
- обеспечение освоения педагогами межпредметных образовательных технологий и повышение квалиметрической культуры учителя;
- формирование механизмов привлечения общественности к оценке качества общего образования на уровне образовательной организации.

Целевая аудитория

Целевые группы, для которых предназначены результаты проекта – это руководители и педагоги общеобразовательных организаций Вологодской области и других субъектов РФ, обучающиеся и родители гимназии, специалисты информационно-методических центров и органов местного самоуправления в сфере образования муниципальных районов и городских округов. Для указанных целевых групп актуален опыт управления качеством образования на основе принципа рефлексивности и положений квалиметрического подхода, опыт управления процессом опережающего введения ФГОС среднего общего образования, опыт преемственной реализации программ начального, основного и среднего общего образования.

Описание сути инновации по разработке и внедрению модели управления качеством образования на основе квалиметрического подхода

Концептуальная новизна инновационного проекта состоит в том, что система управления качеством образования рассматривается через призму взаимосвязанных процедур внутренней и внешней оценки качества образования на уровнях начального, основного, среднего общего образования, осуществляющихся на принципах квалиметрического подхода, рефлексивности, партисипативности, преемственности. Использование квалиметрического подхода к оценке эффективности управленческой деятельности школы предполагает установление показателей и критериев эффективности, методов, инструментов и данных для оценки, определение субъектов оценки, времени оценочных процедур, частоты проведения, обобщение и интерпретацию полученных результатов.

Партисипативность означает широкое участие всех субъектов образовательной деятельности в подготовке, обсуждении, принятии и реализации управленческих решений в области качества. Данный принцип проявляется в общественно-государственном характере управления (Совет образовательного учреждения, Попечительский совет, Совет обучающихся, общешкольный родительский комитет). В основе рефлексивности лежат постоянные самооценка, самоанализ и самоконтроль результатов образовательной деятельности. Управление в гимназии осуществляется не только в режиме функционирования, но и в режиме развития, что отражается в создании и реализации инновационных проектов на основе прогнозных моделей.

Система управления качеством образования включает такие компоненты как управление качеством результатов, качеством содержания и качеством условий. Мониторинг качества образования в условиях введения ФГОС общего образования включает в себя:
- мониторинг условий, включающий оценку следующих объектов: нормативная правовая база введения ФГОС, научно-методическое сопровождение введения ФГОС, информационное обеспечение, кадровые условия, материально-техническое и финансово-экономическое обеспечение;
- мониторинг содержания и процесса образования в классах ФГОС включающий оценку соответствия основных образовательных программ общего образования требованиям ФГОС; оценку соответствия технологий, форм и методов образовательного процесса требованиям системно-деятельностного подхода;
- мониторинг результатов, включающий оценку индивидуальных образовательных (учебных и внеучебных) достижений обучающихся гимназии с использованием стандартизированных и иных измерительных материалов; оценку уровня профессиональной компетентности педагогов; оценку удовлетворенности образовательным процессом со стороны участников образовательных отношений.
Планируемые результаты корректируются в соответствии с данными федеральных и региональных мониторингов качества образования. Критериальный подход лежит в основе разработки диагностических и проверочных работ, контрольно-измерительных материалов, оценки образовательных результатов.
Технология реализации программы инновационной деятельности предполагает:
1) формирование в образовательной организации нормативно- правовых, информационных и организационно-методических условий инновационной деятельности по совершенствованию управления качеством образования на основе квалиметрического подхода.
В рамках проекта предполагается внесение изменений в план работы гимназии, издание распоряжений и приказов об организации инновационной деятельности по данному направлению.
2) формирование предложений (в том числе по внесению необходимых изменений в условия реализации основных образовательных программ общего образования) по совершенствованию сложившейся системы управления качеством образования в организации, системному описанию процедур оценки и использованию результатов оценки качества образования в принятии управленческих решений, совершенствованию инструментария оценки качества образования;
Планируется внесение предложений о необходимости разработки рекомендаций по проведению различных мониторинговых процедур в общеобразовательной организации в связи с их большим количеством, разработка методических рекомендаций по использованию результатов оценочных процедур в рамках внутренней оценки качества и результатов внешней оценки (ГИА, ВПР, НИКО).
3) формирование предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы (локальных актов), регламентирующих и регулирующих функционирование системы управления качеством образования в рамках направления инновационной деятельности школы «Система управления качеством образования в школе». В рамках проекта предполагается проведение ревизии локальных нормативных актов в связи с проблематикой инновационной деятельности, корректировка имеющихся нормативных локальных актов в соответствии с результатами процедур внешней и внутренней оценки качества образования, включая всероссийские проверочные работы и независимые оценочные процедуры, разработка модельных локальных актов, описывающих возможные варианты регламентации образовательной деятельности.
4) предложения по распространению модели системы управления качеством образования в школе с использованием сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями.

Планируется диссеминация опыта реализации системы управления качеством на основе проведения семинаров и вебинаров регионального и межрегионального уровня, создание и размещение видеоролика по заявленной тематике на сайте гимназии и сайте АОУ ВО ДПО «ВИРО», проведение он-лайн конференции с участниками сетевого сообщества, написание и размещение статьи в федеральных средствах массовой информации, проведение лекционных и практических занятий в рамках курсов повышения квалификации на базе АОУ ВО ДПО «ВИРО» для руководящих и педагогических работников региона, подготовка и издание методических рекомендаций.

Мероприятия по внедрению / распространению инновации

В рамках проекта предполагается проведение ревизии локальных нормативных актов в связи с проблематикой инновационной деятельности. К таким актам относятся положение о системе управления качеством образования МОУ «Гимназия №2», положение о системе оценок, формах и порядке организации текущего контроля и промежуточной аттестации, положение о системе внутренней оценки качества образования. Предполагается корректировка имеющихся нормативных локальных актов в соответствии с результатами процедур внешней и внутренней оценки качества образования, включая всероссийские проверочные работы и независимые оценочные процедуры, разработка модельных локальных актов, описывающих возможные варианты регламентации образовательной деятельности.

Организационно - методические условия включают мероприятия по созданию рабочей группы проекта и планированию инновационной деятельности, составлению сметы расходов и изысканию внебюджетных средств для реализации проекта «Система управления качеством образования», заключению соглашений с общеобразовательными и профессиональными организациями по проблеме управления качеством образования, организации консультаций по созданию сетевого сообщества и интернет-площадки для его функционирования.

Планируется диссеминация опыта реализации системы управления качеством на основе проведение семинаров и вебинаров регионального и межрегионального уровня. Среди них:
- межрегиональный семинар по теме «Система управления качеством образования на основе квалиметрического подхода в условиях введения и реализации ФГОС общего образования»;
- вебинар по теме «Система оценки предметных и метапредметных результатов в аспекте требований ФГОС СОО»;
- вебинар «Подходы к оценке метапредметных результатов на институциональном уровне в соответствии с требованиями ФГОС общего образования»;
- региональный семинар «Критериальный подход к оценке индивидуального прогресса обучающихся на основе различных шкал оценивания».

К каждому семинару и вебинару разрабатывается кейс информационных и методических материалов. Планируется создание и размещение видеоролика по заявленной тематике на сайте гимназии и сайте АОУ ВО ДПО «ВИРО», проведение он-лайн конференции с участниками сетевого сообщества, написание статьи в федеральных средствах массовой информации, проведение лекционных и практических занятий в рамках курсов повышения квалификации на базе АОУ ВО ДПО «ВИРО» для руководящих и педагогических работников региона, подготовка и издание методических рекомендаций. Обратная связь с получателями инновационного опыта планируется через диагностику результатов участия руководящих и педагогических работников в работе семинаров, вебинаров, курсов повышения квалификации, организацию форумов.

В рамках инновационной деятельности планируется разработка и издание методических рекомендаций по описанию модели управления качеством образования (3 п.л.), проведение диагностики профессиональных компетенций педагогов в контексте освоения ими межпредметных технологий.

Среди мероприятий по внедрению и распространению инноваций осуществляется создание и сопровождение деятельности сетевого сообщества образовательных организаций региона по проблеме управления качеством образования для взаимодействия по решению наиболее актуальных задач инновационной деятельности.

Ссылки на электронные ресурсы

1. http://gimnazia2.edu35.ru/ - Региональная инновационная площадка – МОУ «Гимназия №2»
2. http://viro.edu.ru/ - АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования». Эффективные модели и практики реализации системы оценки планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС. - Вологда: ВИРО. 2016.-80с. – (Серия «Работаем по ФГОС», вып.1)
3. http://depobr.gov35.ru/ - Департамент образования Вологодской области.
4. http://www.vologda.edu.ru/ - Управление образования Администрации города Вологды.
5. www.effektiko.ru – Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. (Журнал для руководителей образовательных учреждений и специалистов в области управления образованием).

Количество голосов: 0