ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ

ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ И СОЗДАНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ

Логин:

Пароль:

Прямая связь

Написать

Механизмы развития читательской среды в общеобразовательной организации муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия имени А. С. Пушкина» г. Сыктывкара

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени А.С.Пушкина» г. Сыктывкара. Конвертировать в Word

картинка к новости

1. Название инновации

Проект «Механизмы развития читательской среды в общеобразовательной организации».

2. Задачи, решаемые посредством внедрения инновации

Цель мероприятия: повышение мотивации учащихся к чтению и развитие навыков функционального чтения посредством совершенствования механизмов развития читательской среды в общеобразовательной организации. В качестве механизмов рассматриваются организация урочной, внеурочной деятельности учащихся и организация деятельности с родителями.

Задачи: апробация технологий организации работы с текстами и формирование комплектов текстов для чтения учащихся с учетом специфики учебных предметов (научно-популярных, публицистических, художественных, официально-деловых);
разработка программ внеурочной деятельности, основанных на развитии интереса к чтению и развитии навыков функционального чтения у учащихся;
апробация новых форм и содержания работы с родителями по популяризации детского чтения;
совершенствование материально-технической базы гимназии для развития читательской среды, в том числе гимназической библиотеки;
мониторинг читательской компетенции и уровня сформированности навыков смыслового чтения учащихся; обобщение и распространение опыта работы педагогического коллектива гимназии по повышению мотивации учащихся к чтению и развитию навыков функционального чтения.

3. Целевая аудитория

Все участники образовательных отношений – учащиеся, родители, педагогические коллективы общеобразовательных организаций.

4. Описание сути инновации

В качестве организационных механизмов развития читательской среды и совершенствования технологий и содержания образования выделяем следующие:

1. Изменение подходов к организации изучения художественных произведений на начальных этапах изучения литературы (5-6 классы) как основа повышения мотивации к чтению.
В существующем содержании и применяемых на уроках литературы технологиях не раскрыт потенциал дискуссий по изучаемым произведениям, а такую организацию работы с художественным текстом мы рассматриваем как необходимое условие аналитической, осознанной работы учащихся с научно-популярными и публицистическими текстами.
2. Апробация технологий работы с текстами на всех предметах учебного плана как условие формирования читательской среды. Вторая ключевая позиция заключается в том, что работа с текстом, работа по развитию умений и навыков смыслового чтения должна вестись по всем предметам учебного плана.
3. Важная позиция по приобщению детей к чтению заключается и в том, что в условиях реализации основных образовательных программ заявленная проблема должна решаться как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности учащихся. В качестве механизма решения рассматриваем разработку программ курсов внеурочной деятельности, основанных на работе с текстом, направленных на создание учащимися творческих продуктов, включающих инновационные подходы к организации работы с текстами на основе образовательного потенциала таких культурных сред как авторская песня.
Основу внеурочной деятельности составит проект «Песенная книга» как комплекс социокультурных практик в следующих направлениях (модулях):
направление «Концерты гитарной поэзии». Содержание концертов – встречи с авторами-исполнителями города и Республики, тематически программы по песням на стихи поэтов Серебряного века, современных поэтам, концерты – посвящение бардам-юбилярам). Все концерты проводятся с участием клубов авторской песни высших и средних учебных заведений, учащихся школ;
направление «Дороги к стихам и песням». Выезды на мастер-классы современных поэтов, концерты авторской песни, фестивали авторской песни, конкурсы авторской песни (номинация «Поэты», «Исполнители»); направление «Поэты в гости к детям». Приглашение известных авторов, поэтов для встреч с молодежью в рамках фестиваля авторской песни для школьников;
направление «Учусь понимать стихи». Литературные гостиные. Работа по анализу литературного текста. Издание поэтических сборников детей.
4. Реализация проектов, направленных на развитие семейного чтения, является еще одним механизмом развития читательской среды. На федеральном, республиканском и муниципальном уровнях реализуются проекты, направленные на развитие семейного чтения: «Читаем с мамой», «Чтение без границ», «Самый читающий класс», «Живая классика», «Отрытый микрофон». На уровне образовательной организации участие в этих проектах и создание собственных проектов должно стать ресурсом для развития читательской среды.
5. В качестве актуального механизма развития читательской среды рассматриваем организацию работы школьной библиотеки. Учащиеся должны иметь возможность работать с современными изданиями художественных произведений. Оснащенность библиотеки новыми изданиями свидетельствует о ценности книги, заботе государства о приобщении детей и юношества к чтению. Наряду с печатной книгой современный учащийся должен иметь возможность в стенах школы освоить виртуальное пространство библиотек Российской Федерации. Поэтому одним из программных мероприятий является обновление и пополнение фонда художественной литературы в гимназии, создание возможности для чтения произведений виртуальных библиотек Российской Федерации и Республики Крым.

5. Мероприятия по внедрению/распространению инновации

Мероприятия на 2018 год:

1. Обучение педагогов методике преподавания по межпредметным технологиям.
2. Проведение 7 обучающих вебинаров: новые подходы, содержание и технологии изучения литературных произведения в 5-6 классах;
технология обучения работе с текстами на уроках естественно-научного цикла;
технология организации работы с текстами на уроках художественно-эстетического цикла;
технология организации работы с текстами на уроках истории и обществознания;
программы курсов внеурочной деятельности как средство поддержки детского и юношеского чтения;
культурно-образовательный проект «Песенная книга» как основа формирования навыков смыслового чтения;
актуальные формы и содержания работы с родителями по популяризации детского чтения на основе федеральных, республиканских и муниципальных проектов.

3. Разработка и реализация не менее 10 программ курсов внеурочной деятельности и методических рекомендаций по их реализации с изложением технологии работы и приемов работы по развитию читательской деятельности учащихся.

4. Обновление и пополнение фонда художественной и научно-популярной литературы библиотеки.

5. Проведение мероприятий в рамках проекта «Песенная книга» и его модулей «Концерты гитарной поэзии»; «Дороги к стихам и песням»; «Поэты в гости к детям».


6. Ссылка на электронные ресурсы

Сайт гимназии http://pushkin14.ru/podderjka_chtenia Сайт конкурсшкол.рф http://xn--j1aaaehfdojs1d.xn--p1ai/methodical-network/id/get/287

Количество голосов: 0

Полезно