Модель организации внеурочной деятельности учащихся «Сократические странствия» в социокультурном комплексе «Созидание»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 17 г.Волжского Волгоградской области»
Целью проекта
является реализация модели индивидуализации
внеурочной деятельности учащихся посредством технологии «Сократические
странствия» в пространстве социокультурного комплекса «Созидание» и
распространение опыт
а на уровне общеобразовательных организаций города,
региона и других субъектов РФ.
Задачи реализации проекта: 1) создание условий для формирования социокультурной инфрастру к туры, содейс твующей успешной социализации и индивидуализации детей, интегрирующей вос питательные возможности образовательных, культу р ных, спортивных, научных, экскурсионно - туристических организаций, общественных организаций города; 2) создание организационно - экономических механизмов, психолого – педагогических условий, позволяющих обеспечить ин дивидуализацию процесса внеурочной деятельности; 3) создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества раб о ты в рамках индивидуали зации внеурочной деятельности и непрерывному профессиональному развитию; 4) создание открытого образовательного простра нства школы, обеспечива ю щего достижение личностных и метапредметных результатов учащихся на основе свободы вы бора внеурочной деятельности, в соответствии с их обр а зовательными потребностями и возможностями; 5) разработка и реализация форм и методов распрос транения опыта индивидуализации внеурочной деятельности для педагогов других общеобразов а тельных школ. С оци о культурный комплекс «Созидание» , являющийся ресурсом реализации технологии «Сократические странствия» , представлен следующими составляющими : 1) сетью п редметных клубов и лабораторий (клуб любителей истории, литературы, географии, информатики и др., а также клуб «Патриот», «Клуб путешественников», клуб интеллектуальных игр, экологический клуб, видеоклуб, дискуссионный клуб, лаборатория точных наук); 2) сетью творческих мастерских (тестопластика, скрапбуки нг, бисероплетение, вязание, мастерская изобразительного искусства, вокала и др. ); 3) сетью спортивных секций (футбол, настольный теннис, фитнес - аэробика и др.); 4) школьным музеем русского быта. Этапы технологии «Сократические странствия». 1) «Пробуждение» – этап выявления, актуализации или зарождения интереса, перевода интереса р ебенка в личностно - значимый запрос и формулировка темы «странствия». Если работа осуществляется с классом, тема выбирается путем обсужде ния и принятия коллегиального решения. 2) «Преодоление границ» – этап появления идеи (некого образа, того, что хочется воплотить в действительность, попытка преодолеть границы своих возможностей), постановки цели, выбора пути её достижения, то есть выстраи вание индивидуального о бразовательного маршрута ученика или общего маршрута класса. 3) «Путь к вершине» – этап продвижения от цели к результату по выстроенному маршруту. Для достижения цели используются разнообразные формы работы: видеосалоны, тренинги, ро левые игры, дискуссионные клубы, дебаты и т.д. Ребятам предлагается участие в интеллектуальных и творческих мероприятиях разного уровня: от шк ольного до международного ( олимпиады, конкурсы, конференции, фестивали проектов и т.д. ). Важно, чтобы все мероприя тия для школьников становились образовательным «со - бытиéм», были диалогичны, субъектны, обеспечивая открытие, порождение, создание нового опыта. 4) «Привал» – этап рефлексии, на котором анализируется проведенная работа, подводятся определенные итоги. 5) «Продолжение пути...» – этап появления нового запроса, постановки новой цели или корректировки образовательного маршрута. В ходе «странствия», в процессе реализации образовательного маршрута, школьниками оформляется портфолио или ведется тетрадь (журнал, дн евник) «путешественника». Это позволяет зафиксировать и отследить результаты ребенка или класса в целом на любом этапе «странствия». Индивидуальный образовательный маршрут ребенка может быть оформлен в личном дневнике ребенка. Общий маршрут класса оформляе тся в классном уголке. Занятия в клубах, мастерских, секциях могут посещать разновозрастные группы, в том числе переменного состава. В рамках организации сетевого взаимодействия оди н раз в месяц руководители должны проводить открытые расширенные заседания на базе школы с привлечением пед агогов и уча щихся других школ города и области, планируется привлечение к участию в занятиях родительской общественности. Технология «Сократические странствия» является основой организации внеурочной деятельности школьников , она ориентирована на следующие результаты ФГОСов : - формирование познавательных УУД: устойчивого познавательного интереса, опыта самостоятельного решения познавательных проблем, по - лучение опыта самостоятельного научного действия; - формирование регуляти вных УУД: навыков целеполагания, планирования собственной деятельности, рефлексии; - формирование коммуникативных УУД: приобретение социальных компетенций, формирование ценностного отношения к социальной реальности, получение опыта самостоятельного обществ енного действия; - формирование личностных УУД: ценностно - смысловой ориентации, опыта самоактуализации (самостоятельности, ответственности, самоопределения), получение опыта самостоятельного нравственного выбора. Помимо образовательных резу льтатов учащихся , мы отмечаем и результаты использования технологии для педагогов: создание условий, позволяющих развивать общепедагогические умения, межпредметные компетенции, мотивацию к постоянному самосовершенствованию, повышению эффективности выполнения трудовых функ ций, предусмотренных профессиональным стандартом педагога.
Задачи реализации проекта: 1) создание условий для формирования социокультурной инфрастру к туры, содейс твующей успешной социализации и индивидуализации детей, интегрирующей вос питательные возможности образовательных, культу р ных, спортивных, научных, экскурсионно - туристических организаций, общественных организаций города; 2) создание организационно - экономических механизмов, психолого – педагогических условий, позволяющих обеспечить ин дивидуализацию процесса внеурочной деятельности; 3) создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества раб о ты в рамках индивидуали зации внеурочной деятельности и непрерывному профессиональному развитию; 4) создание открытого образовательного простра нства школы, обеспечива ю щего достижение личностных и метапредметных результатов учащихся на основе свободы вы бора внеурочной деятельности, в соответствии с их обр а зовательными потребностями и возможностями; 5) разработка и реализация форм и методов распрос транения опыта индивидуализации внеурочной деятельности для педагогов других общеобразов а тельных школ. С оци о культурный комплекс «Созидание» , являющийся ресурсом реализации технологии «Сократические странствия» , представлен следующими составляющими : 1) сетью п редметных клубов и лабораторий (клуб любителей истории, литературы, географии, информатики и др., а также клуб «Патриот», «Клуб путешественников», клуб интеллектуальных игр, экологический клуб, видеоклуб, дискуссионный клуб, лаборатория точных наук); 2) сетью творческих мастерских (тестопластика, скрапбуки нг, бисероплетение, вязание, мастерская изобразительного искусства, вокала и др. ); 3) сетью спортивных секций (футбол, настольный теннис, фитнес - аэробика и др.); 4) школьным музеем русского быта. Этапы технологии «Сократические странствия». 1) «Пробуждение» – этап выявления, актуализации или зарождения интереса, перевода интереса р ебенка в личностно - значимый запрос и формулировка темы «странствия». Если работа осуществляется с классом, тема выбирается путем обсужде ния и принятия коллегиального решения. 2) «Преодоление границ» – этап появления идеи (некого образа, того, что хочется воплотить в действительность, попытка преодолеть границы своих возможностей), постановки цели, выбора пути её достижения, то есть выстраи вание индивидуального о бразовательного маршрута ученика или общего маршрута класса. 3) «Путь к вершине» – этап продвижения от цели к результату по выстроенному маршруту. Для достижения цели используются разнообразные формы работы: видеосалоны, тренинги, ро левые игры, дискуссионные клубы, дебаты и т.д. Ребятам предлагается участие в интеллектуальных и творческих мероприятиях разного уровня: от шк ольного до международного ( олимпиады, конкурсы, конференции, фестивали проектов и т.д. ). Важно, чтобы все мероприя тия для школьников становились образовательным «со - бытиéм», были диалогичны, субъектны, обеспечивая открытие, порождение, создание нового опыта. 4) «Привал» – этап рефлексии, на котором анализируется проведенная работа, подводятся определенные итоги. 5) «Продолжение пути...» – этап появления нового запроса, постановки новой цели или корректировки образовательного маршрута. В ходе «странствия», в процессе реализации образовательного маршрута, школьниками оформляется портфолио или ведется тетрадь (журнал, дн евник) «путешественника». Это позволяет зафиксировать и отследить результаты ребенка или класса в целом на любом этапе «странствия». Индивидуальный образовательный маршрут ребенка может быть оформлен в личном дневнике ребенка. Общий маршрут класса оформляе тся в классном уголке. Занятия в клубах, мастерских, секциях могут посещать разновозрастные группы, в том числе переменного состава. В рамках организации сетевого взаимодействия оди н раз в месяц руководители должны проводить открытые расширенные заседания на базе школы с привлечением пед агогов и уча щихся других школ города и области, планируется привлечение к участию в занятиях родительской общественности. Технология «Сократические странствия» является основой организации внеурочной деятельности школьников , она ориентирована на следующие результаты ФГОСов : - формирование познавательных УУД: устойчивого познавательного интереса, опыта самостоятельного решения познавательных проблем, по - лучение опыта самостоятельного научного действия; - формирование регуляти вных УУД: навыков целеполагания, планирования собственной деятельности, рефлексии; - формирование коммуникативных УУД: приобретение социальных компетенций, формирование ценностного отношения к социальной реальности, получение опыта самостоятельного обществ енного действия; - формирование личностных УУД: ценностно - смысловой ориентации, опыта самоактуализации (самостоятельности, ответственности, самоопределения), получение опыта самостоятельного нравственного выбора. Помимо образовательных резу льтатов учащихся , мы отмечаем и результаты использования технологии для педагогов: создание условий, позволяющих развивать общепедагогические умения, межпредметные компетенции, мотивацию к постоянному самосовершенствованию, повышению эффективности выполнения трудовых функ ций, предусмотренных профессиональным стандартом педагога.