ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ

ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ И СОЗДАНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ

Логин:

Пароль:

Прямая связь

Написать

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В РЕЖИМЕ ПОЛНОГО ДНЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 88 с углубленным изучением отдельных предметов Конвертировать в Word

картинка к новости

Сила имеющегося кадрового потенциала школы заключается в положительном синергизме

В штатное расписание образовательной организации внесены изменения: появились ставки тьюторов, которые ведут учебно-воспитательное сопровождение учащихся с 5 по 8 класс, изменился функционал классных руководителей и педагогов дополнительного образования. Энергия профессионального сообщества направлена на достижение поставленной цели. Эффективной работе способствует не только высокий профессионализм и творческий потенциал педагогов, но и набор имеющегося оборудования - модульного конструктора, который предоставляет возможность использовать как всю материально-техническую базу, так и отдельные ее составляющие. Проводить целый день в здании школы для ребенка психологически очень непросто. Поэтому в своем штатном расписании сохранились и педагога - психолога, и учителя- логопеда, именно поэтому применяем нелинейное расписание на первую и вторую половину дня. Задача педагогов - создать в школе уютную, доброжелательную атмосферу, построить рабочий день так, чтобы ребенок не ждал, когда его куда-то позовут, а сам с радостью шел на занятия, например, робототехникой. По программе «Здоровый город» реконструирован школьный стадион. По проекту «Школьное кафе» переоборудована кухня школьной столовой. Мы заботимся о своевременном пополнении недостающего оборудования и дидактических материалов, составляем конкретные планы приобретения нового, добиваемся рационального расходования средств с учетом объективных потребностей и качественного выполнения учебных планов и программ. Мы применяем комбинированную модель организации внеурочной деятельности, в рамках которой опираемся на нелинейное расписание, используем внутренние ресурсы образовательного учреждения. Комбинированная модель внеурочной деятельности предполагает использование инструментария, позволяющего создавать образовательную среду, отвечающую требованиям школы полного дня. Если исходить из того, что главной целью образовательной модели является повышение образовательного эффекта, который выражается не только в количестве обученных, в издании пособий и других количественных показателях, но и, как нематериальный продукт, в виде влияния на социальную среду региона, развития сферы молодежных интересов в научно-техническом направлении, в творчестве. Система показателей задает формализованную базу для принятия управленческих решений. Важно учесть, что многие инновационные проекты имеют долгосрочную перспективу и высокие риски. Следует увязать и синхронизировать множество действий на всех уровнях, учесть возможное нежелание определенной доли учащихся находится в рамках школы полного дня. Рассмотренные подходы к разработке модели отнюдь не являются идеальными. Она выступает как элемент социальной технологии и представляет собой комплекс приёмов достижения социально полезной цели - обеспечения эффективного взаимодействия в реализации интересов всех социальных групп образовательного процесса в рамках научно-технической школы в режиме полного дня. Наша образовательная организация уже является школой полного дня, позволяющей наиболее полно объединить урочную и внеурочную сферы деятельности в условиях учебного сообщества. Мы региональная инновационная площадка, в которой обеспечена интеграция основного и дополнительного образования, существует сетевое взаимодействие с другими образовательными организациями. Наш коллектив создал такую инфраструктуру полезной занятости во второй половине дня, которая способствует удовлетворению запросов учащихся и родителей, большая часть которых в настоящее время проявляет интерес именно к предметам научно-технического направления. Это позволяет нам выйти на принципиально другой уровень. На практике мы должны получить новую образовательную программу, которая реализуется в режиме полного дня. В основе работы и стратегического развития нашей школы полного дня лежат 5 принципов: мотивация: мы стремимся к созданию лучшего мира посредством образования; участие: все заинтересованные стороны получают максимум информации об учебном процессе и имеют возможность воздействовать на него; партнёрство: мы достигаем целей, работая сообща; лидерство: мы стремимся к инновациям в педагогической деятельности и приветствуем творческий подход педагогов к осуществлению учебно-воспитательного процесса. В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность ведется по пяти направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Организацию дополнительного образования в школе полного дня можно представить четырьмя уровнями: первый характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых мало сочетается друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; второй уровень более сложный и более развитый, отличается определённой внутренней консолидацией и различной направленностью деятельности (этот уровень – репродуктивный, поскольку предполагает пассивное потребление культурных ценностей, и одновременно когнитивный, так как он формирует дополнительные знания о мире); на третьем уровне дополнительное образование детей представлено разнообразными творческими объединениями, работающими на основе единой образовательной программы, в реализации которой педагоги могут координировать свою деятельность; четвертый уровень интегрирует основное и дополнительное образование, предполагая организационное и содержательное единство важнейших структур школы. Работа строится с учетом основных потенциальных идей, обеспечивающих развитие образовательного учреждения. На этом уровне формируется образовательное пространство, основой которого становится многомерная образовательная среда. В модели школы полного дня необходимо достичь именно четвертого, интегративного, уровня. Становление модели школы полного дня происходит поэтапно. Вначале реализуется деятельность в системе основного образования, направленная на усвоение учащимися определенной суммы знаний, а также внеурочная, основная задача которой – удовлетворение потребностей школьников в содержательном досуге. На втором этапе обеспечиваются условия для создания единого образовательного пространства, происходят существенные изменения в системе основного образования и начинает формироваться сама модель интеграции. На третьем этапе создается целостное образовательное пространство, построенное на интеграции основного и дополнительного образования и предполагающее индивидуальные формы развития и разнообразие образовательных возможностей. В рамках внеурочной деятельности мы предлагаем, а дети и родители выбирают посредством анкетирования или менеджмента удовлетворённости следующие кружки, секции, студии. Особо востребованы такие, как: «Здоровый ребенок – успешный ребенок», «Планета спорта», «Этика: азбука добра», кейс-проект «Удивительный мир Лего», «Флеш-анимация», «Я – исследователь», «Музыкальная палитра», «Танцевальная мозаика», школьный телеканал «Солнце», «Природа и фантазия», клуб «Нити времени». Формат их проведения различен: это и разновозрастные группы, и подгруппы, и класс-команды. Общеобразовательные школы с кружковой и секционной работой во второй половине дня у нас всегда были традицией. В последние годы развивается сеть платных дополнительных образовательных услуг во второй половине дня, появляются частные пансионы. Но такой модели, когда ребенок максимально все получает по полной программе и в первой, и во второй половине дня, да при этом ещё и бесплатно, до сих пор не было. Наша «Школа полного дня» - это месячники погружений через систему таких мероприятий, как диспуты, проекты, кейс-проекты, научные исследования, олимпиады, круглые столы, акции, практики, фестивали. Проводятся традиционные мероприятия, предметные недели, конкурсы, концерты, конференции, соревнования. С сентября по август из них составляется «Годовое учебное кольцо», которое замыкается посредством календарно-тематического планирования внеурочной деятельности и является системой: каждый месячник имеет итоговый день демонстрации наработок: презентации идей, результатов и продуктов. Постепенно «пазлы» складываются в единую систему. Для учащихся 5-6 классов внеурочные курсы чаще носят краткосрочный характер. Это дает возможность детям лучше определиться в своих предпочтениях. Кроме того, у этой возрастной категории учащихся есть, как правило, больший выбор и больше возможностей в самоопределении. Этот выбор расширяется и за счет сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями. В рамках нелинейного расписания создан кейс индивидуальных образовательных маршрутов. В этом отношении мы интегрируемся с организациями всей социальной сферы для достижения общих целей. Совершенствование методик проектной, интерактивной, кейс-технологии расширяет возможности учащихся в самостоятельном поиске и использовании информации, придаёт образовательному процессу диалоговый характер. 1-й класс – «Стань школьником!» Мы способствуем приобретению детьми социальных знаний. 4-й класс – «Перейди на новый уровень». 5-й класс –«Раскрой себя!». Учащиеся получают возможность попробовать себя в профессии дизайнера, архитектора, мультипликатора, художника, верстальщика печатной продукции, учатся создавать головоломки, игры, мультфильмы. Программа насыщена различными экспериментами, подвижными играми, а также предполагает участие в акциях и флэшмобах, которые можно расценивать как социальные проекты. 6-й класс - «Заяви о себе!» В 6-м классе мы предлагает школьникам выработать навыки эффективной коммуникации, практические навыки правильного поведения, стиля и общения в современном обществе, освоить вербальные и невербальные способы коммуникации, азы ораторского искусства, научиться успешно представлять перед аудиторией свои идеи, понять правила и принципы виртуального общения, познакомиться с работой социальных сетей. Эти знания повышают уровень информационной культуры учащихся и позволяют стать эффективным специалистом в XXI веке. 7-й класс - «Создай свою модель!». Компьютерное моделирование широко используется во всех областях человеческой деятельности и открывает новые возможности для воплощения идей в жизнь. Наша работа направлена на формирование у учащихся представлений об основах процесса моделирования, на формирование системы знаний об основных понятиях компьютерного моделирования, мотивирует исследовательскую деятельность и развивает творческие способности, образное и системное мышление. В 7 классе уже можно говорить не о многообразии краткосрочных курсов для выбора, а об определенных предпочтениях учащихся, сложившихся на основе полученного опыта, о специализации в различных направлениях. 8-й класс - «Умей выбирать!» Уже освоены в определённой мере основы проектной деятельности, приобретён опыт работы на краткосрочных курсах в 5 и 6 классах, уже заявлено о предпочтениях в специализации. Наступает время впервые осознанно определиться. Мы помогаем сделать этот выбор. Право на ошибку есть! Для нас важен рост уровня осознанности обучающихся, построение карты их личных возможностей. В ходе презентаций, дискуссий дети имеют возможность получить более широкое представление о тенденциях школьного образования, профориентационные знания. Практическая часть в работе «Годового учебного кольца» проходит в игровом, проектном, учебно-исследовательском формате и способствует отработке таких компетенций, как умение общаться и работать в команде, выступать публично, говорить на иностранном языке. Наши усилия, направленные на реализацию внеурочной деятельности в системе среднего общего образования, приносят определенные зафиксированные результаты. Доказательством служат призовые места, грамоты и благодарственные письма, полученные за этот период участниками образовательного процесса. Очевидно, что нормальная жизнедеятельность обучающихся в школе полного дня невозможна без квалифицированного медицинского. Школа полного дня позволяет объединить в единый функциональный комплекс образовательные и оздоровительные процессы.
Подведем итоги. Школа полного дня относится не к определенной группе обучающихся, а к школе в целом, и не только к ее режиму, а ко всему организационно-педагогическому процессу. Учебный процесс гармонично сочетается с активным отдыхом, посещением развивающих кружков и секций; отсутствует четкое разделение на «учебное» и «не учебное» время. Школа полного дня усиливает взаимосвязь школы с семьей, внешкольными учреждениями, с социумом. У школы полного дня много плюсов: предпрофильная подготовка - одна из особенностей моделей обучения (в старших классах ученики имеют возможность получать углубленные знания по избранной специальности); в идеале при составлении учебного плана учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка; малыш «при деле», в безопасности; равномерно распределена нагрузка: консультацию психолога сменяет урок физики, а за английским следуют бальные танцы или музыкальные занятия. Но есть и минусы: в большинстве российских школ просто-напросто нет условий для осуществления такой схемы обучения; российским старшеклассникам подобная модель далеко не всегда приходится по вкусу - им вовсе «не улыбается» проводить весь день под присмотром педагога; дети, посещающие школы полного дня, нередко страдают из-за нехватки личного пространства.
Школа полного дня - это образовательное учреждение, позволяющее наиболее полно объединить учебную и вне учебную сферы деятельности ребенка в условиях учебного сообщества, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные и оздоровительные процессы. Главное, чтобы родители и школа знали, когда и во сколько у детей есть занятия вне «школы полного дня». Это значит, что школа должна так заинтересовать ребенка, предложить ему такие занятия, такой отдых, чтобы ему было интересно, комфортно и он не хотел бы покидать ее стены в течение всего дня.

Количество голосов: 0

Полезно