Педагогический дизайн школьного образовательно-научно-культурного центра как пространства социализации исследовательского и поликультурного типов
МБОУ "Лицей №11 г. Челябинска"
      Задачи, решаемые посредством внедрения инновации
      Организация исследовательского образования посредством разворачивания пространства индивидуального образования, пространства учебного исследования, пространства социальных практик и индивидуальных проблемно-познавательных программ; разворачивание исследовательских методов в образовании как в естественнонаучной, технической, так и в гуманитарной сферах; организация сетевого взаимодействия и наукоемкого партнерства с институтами социокультурной среды как пространства социальных и исследовательских практик; создание внутри образовательной организации максимально возможного количества социальных практик – музейного пространства, коммуникативного пространства, поликультурного пространства, событийной образовательной среды и др; создание модели образовательной организации как современного ресурсного и коммуникативного центра, создания на его базе образовательно-научно-культурного комплекса – объединения науки, технологии и искусства.
      Целевая аудитория
      Целевые группы проекта различны по составу и уровню компетентности.
      Обучающие – группа, на которую нацелены основные результаты проекта, связанные с внедрением концептов исследовательского образования, социализации научно-исследовательского типа, профессионального самоопределения (в том числе к инженерным специальностям).
      Педагоги образовательной организации – ключевая экспертная группа, требующая эффективного внутрифирменного повышения квалификации по проблеме проекта, поскольку реализует современные технологии работы с обучающимися, и распространяет опыт, методические разработки для заинтересованной педагогической общественности.
      Родительская общественность – сопровождающая экспертная группа.
      Педагогическая общественность муниципалитета, субъектов РФ – экспертная группа, на которую направлена деятельность по распространению и диссеминации результатов инновационного проекта.
      Описание сути инновации
      В современной школе необходимо создавать комплексные ресурсные социализирующие среды путем интеграции, взаимодействия с наукоемкими социокультурными партнерами, а также путем внедрения ключевых подходов исследовательского образования, «образования через научные исследования» и создания поликультурных сред, реализуя методы музейной, экскурсионной, кино, педагогики и др. Такие среды способны обеспечить культурно и когнитивно эффективное обучение в формате образовательно-научно-культурного комплекса.
      Исследовательское образование находится в центре социокультурных процессов, определяющих становление общества знаний. Оно формирует антропосоциальную основу научного производства знаний и ценностно осмысленное отношение к творческому созданию нового. Исследовательское образование требует организации социокультурных практик, то есть интегрированной научно-образовательной системы.
      Комплексная реализация исследовательского образования, развитие систем дополнительного образования позволяет организовать современную школу как объединение науки, технологии и искусства. Создание интегрированной научно-образовательной системы или школьного образовательно-научно-культурного комплекса осуществляется как институциональные формы, организованные школой, но выходящие за ее пределы, то есть представляют открытое (в том числе сетевое) образовательное пространство.
      Ключевыми результатами образования в этом контексте являются способность ученика действовать творчески, самостоятельно в результате организованной социализации научно-исследовательского и поликультурного типов.
      Педагогические условия (педагогический дизайн) становления такого результата связаны с созданием пространства пробы и личного опыта школьника, созданием условий для деятельностных режимов обучения, воспитания, развития, когнитивной мобильности посредством индивидуальных проблемно-познавательных программ и специально организованной когнитивно-ролевой организации пространства обучения, поскольку базовым процессом, определяющим жизнь школьников, особенно в старших классах, является «решение возрастной задачи – самоопределения: личностного, социального, образовательного, профессионального».
      Мероприятия по внедрению/распространению инноваций
      создание видеоролика об основных направлениях и результатах проекта;
      создание концепции исследовательского образования и разработка модели педагогического дизайна школьного образовательно-научно-культурного центра как пространства социализации исследовательского и поликультурного типов, когнитивной мобильности и самоопределения;
      проведение обучающих вебинаров для руководящих и педагогических работников образовательных организаций, родителей по тематике проекта;
      разработка программы стажировок и проведение курсов повышения квалификации по тематике проекта;
      разработка рабочих программ учебных предметов, курсов, программ дополнительного образования, учитывающие технологии исследовательского обучения;
      создание образовательной сети школ, реализующих технологии исследовательского образования.
      Ссылка на электронные ресурсы
      http://www.l-11.ru/