Центр раннего развития технологического образования и исследовательских практик
МБОУ города Абакана «Лицей»
      Задачи, решаемые посредством внедрения инновации
      Цель проекта – создать на базе МБОУ г. Абакана «Лицей» «Центр раннего развития технологического образования и исследовательских практик» как сетевую учебно-практическую площадку (в т.ч. дистанционную) в условиях инновационной развивающейся образовательной среды лицея с перспективой открытия школьного технопарка.
      Задачи проекта:
      • создать «опережающую» модель обучения на основе технологической культуры, развития умений по проектированию и моделированию через обеспечение обучающимся доступа к передовым технологиям (цифровое прототипирование, робототехника, встраиваемые компьютерные технологии, технологии компьютерного инжиринга и др.);
      • создать безбарьерную образовательную среду для обучающихся, в том числе детей с ОВЗ, с целью предоставления равных возможностей для развития технических навыков и профессиональных компетенций;
      • предоставить учащимся возможность для публичной и открытой демонстрации своих предпрофессиональных навыков и личных качеств, а также возможность участия в профессиональных пробах в рамках конкурсных мероприятий «JuniorSkills» и «WorldSkills Russia»;
      • создать условия для их успешной разработки, анализа, оценки и применения внедряемых учителями педагогических инноваций в образовательный процесс, в том числе через предоставление адресной поддержки педагогам с целью повышения профессионального мастерства в применении межпредметных образовательных технологий;
      • внедрить организационные, дидактические и педагогические инновации для реального изменения содержания образовательных программ с целью формирования компетенций абитуриентов технических вузов;
      • разработать и апробировать механизм взаимодействия образовательных организаций (школ, детских садов), организаций дополнительного образования, организаций профессионального образования и НКО по развитию научно-технического творчества в Республике Хакасия, Республике Тыва, Республике Алтай и юге Красноярского края.
       Целевая аудитория
      Целевые группы, на которые ориентированы инициативные решения, новые технологии и содержание обучения и воспитания:
      - обучающиеся общеобразовательных организаций участников проекта (Республики Хакасия, Тыва, Алтай и юг Красноярского края);
      - воспитанники детских садов;
      - педагоги и воспитатели образовательных организаций;
      - представители родительской общественности;
      - студенты Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, Сибирского федерального университета, Томского государственного университета и организаций среднего профессионального образования;
      - руководители образовательных организаций различного типа;
      - сотрудники образовательных организаций профессионального образования;
      - Государственное автономное образовательное учреждение Республики Хакасия дополнительного профессионального образования «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации»;
       - педагоги дополнительного образования;
      - предприятия - участники проекта.
       Описание сути инновации
      Данный проект направлен на решение следующих актуальных проблем современного образования:
      1. раннее развитие инженерных, технических и информационных умений обучающихся, в том числе детей с ОВЗ, проявляющихся в их осознанной активной деятельности, начиная с дошкольного образования;
      2. возможность реализации образовательных потребностей учащихся с ОВЗ и запросов их родителей, для эффективной социализации и развития технических способностей обучающихся, имеющих социальные, биологические и иные препятствия к их осуществлению;
      3. апробация и реализация современных, востребованных во всем мире научных, инженерных и технических концепций робототехники и технического моделирования в контексте преемственности образовательных организаций;
      4. организация сетевого взаимодействия с образовательными и научными организациями по модели: детский сад – школа – вуз – базовое предприятие.
      Для решения перечисленных проблем модернизации технологий и содержания технологического обучения на базе МБОУ «Лицей» предполагается создание «Центра раннего развития технологического образования и исследовательских практик» (далее Центр). Выбор обусловлен тем, что Центр будет играть ведущую роль в создании открытого образовательного пространства для обучающихся, в том числе детей с ОВЗ, развитии их технических, иформационных, инженерных, исследовательских компетенций, а также в работе по повышению квалификации и методическому сопровождению реализации межпредметных технологий педагогических работников системы общего образования.
      Центр окажет существенное влияние на профильную ориентацию учащихся через использование различных форм сетевого взаимодействия учащихся, работников образования и всех заинтересованных лиц.
      В работе Центра будут проводиться: научно-практические конференции, вебинары, педагогические и управленческие коворкинги, стажировки, форумы, конкурсы, интернет-собрания, форсайт-сессии и т.д., в рамках которых будет происходить предъявление, осмысление и распространение позитивного опыта инновационной деятельности.
      Кроме того, Центр может оказать влияние на развитие современных механизмов и технологий общего образования через осуществление экспертно-аналитической и научно-методической деятельности.
      Новизна проекта заключается в том, что в условиях массовой школы будет реализована современная модель дополнительного образования, позволяющая охватить дополнительными программами воспитанников детских садов и учащихся школ (с 1 по 11 классы). А также выстроить систему взаимодействия: детский сад – школа – вуз - базовое предприятие. Аналогов предложенной модели в Сибири нет.
      К числу факторов, обеспечивающих достижение ожидаемых результатов проекта, относятся следующие возможности Центра:
      - разнообразие форм организации и содержания видов деятельности обучающихся;
      - значительная доля (около 20% от общего числа) дополнительных развивающих программ, направленных на освоение учащимися метапредметных технологий;
      - активная деятельность школьной методической службы по решению задач организационно-методического сопровождения педагогов для реализации требований ФГОС общего образования;
      - продуктивная техническая, инженерная, информационная и исследовательская деятельность всех участников проекта;
      - высокий педагогический потенциал преподавательского состава МБОУ «Лицей», сопровождающий внедрение ФГОС.
      Мероприятия по внедрению / распространению инновации
      1. Управление качеством реализации ФЦПРО, мониторинг реализации ФЦПРО:
      - создание координационного совета по реализации ФЦПРО;
      - создание рабочей группы по разработке инициативного инновационного проекта;
      - инвентаризация имеющихся ресурсов; составление сметы для внедрения и осуществления деятельности инновационной модели Центра;
      - утверждение плана мероприятий;
      - проведение мониторинга деятельности Центра;
      - подготовка отчета о деятельности Центра;
      - проведение заседаний координационного совета и рабочей группы Центра;
      - подготовка отчета по итогам деятельности Центра (публичная презентация).
      2. Создание Центра по направлению внедрения эффективных практик технологического образования и адаптированных образовательных программ:
      - разработка и утверждение положения о деятельности Центра;
      - внесение корректировки в программы лицея:
            Программу развития МБОУ г. Абакана «Лицей» на 2012-2017гг, утвержденную Приказом по МБОУ «Лицей» от 01.09.2012г. № 210;
            Основную образовательную программу основного общего образования развития МБОУ г. Абакана «Лицей», утвержденную приказом по МБОУ «Лицей» от 01.09.2012г. № 210;
            Программу инновационного развития лицея на 2014-2019гг, утвержденную приказом по МБОУ «Лицей» от 01.09.2014г. № 169;
      - заключение договоров о сетевом взаимодействии в ходе реализации деятельности Центра;
      - проведение занятий в Центре;
      - проведение выездных (3-дневных) площадок по обучению робототехнике и легоконструированию (для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья);
      - реализация плана деятельности Центра;
      - анализ работы Центра за год, подготовка отчета.
      3. Разработка вариативных подходов применения передовых образовательных технологий в практику образовательных организаций, в том числе реализующих адаптированные образовательные программы:
      - изучение и обобщение опыта технологического образования в образовательных организациях участников проекта (проведение не менее 5 экспертиз);
      - проведение межрегионального семинара по теме «Робототехника в современном техническом образовании»;
      - проведение межрегиональных научно-практических конференций по направлениям:
            «Модернизация содержания и технологий по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках учебных предметов»;
            «Эффективные практики технологического образования с учетом требований ФГОС и адаптированных образовательных программ основного общего образования для детей с ОВЗ»;
            «Модели и технологии объективной оценки учебных и воспитательных достижений в рамках технологического образования»;
            «Новые подходы к созданию программы формирования универсальных учебных действий и успешные практики ее реализации в предмете «Образовательная робототехника»;
      - проведение семинара «Разработка и реализация адаптированных основных общеобразовательных программ в контексте технологического образования».
      4. Проведение курсов повышения квалификации, в том числе по введению ФГОС ОВЗ:
      - разработка индивидуальных программ повышения квалификации педагогов и графика повышения квалификации;
      - прохождение курсов повышения квалификации.
      5. Создание межрегиональных ассоциаций педагогов, реализующих принципы технологического образования:
      - разработка положения о межрегиональной ассоциации педагогов, реализующих принципы технологического образования, утверждение состава координационного комитета ассоциации;
      - информирование специалистов и сбор заявок.
      6. Разработка диагностического инструментария для оценки учебных результатов обучающихся:
      - проведение установочного семинара с рабочей группой разработчиков;
      - утверждение плана работы рабочей группы;
      - утверждение спецификации диагностических работ;
      - апробация диагностических работ;
      - экспертиза и корректировка диагностических работ;
      - формирование пакета диагностического инструментария (4 работы);
      - проведение установочного совещания-семинара;
      - утверждение плана-графика оценочных процедур;
      - публикация аналитических отчетов;
      - проведение вебинаров по представлению и интерпретации результатов оценочных процедур.
      7. Разработка и публикация методических рекомендаций по использованию результатов оценочных процедур:
      - разработка методического пособия;
      - формирование системы оценки образовательных достижений обучающихся в рамках технологического образования.
      8. Организация и проведение мероприятий по формированию профессиональных компетенций учеников:
      - разработка и утверждение плана мероприятий базовых школ;
      - проведение проектной сессии для учащихся «Модернизация содержания и технологий по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках учебных предметов и внеурочной деятельности»;
      - проведение Межрегионального фестиваля научно-технического творчества;
      - проведение Фестиваля юных исследователей и изобретателей «Идея, проект, результат – для тебя, Абакан!» (для педагогов и обучающихся школ Республик Хакасия, Алтай, Тыва и юга Красноярского края);
      - проведение круглого стола для педагогов «Будущее рождается сегодня»;
      - проведение мастер-классов педагогов дополнительного образования Центра;
      - организация выступлений центра технического конструирования, изобретательства и моделирования;
      - участие в Летнем образовательном лагере «Робошкола на Байкале» (оз. Байкал);
      - проведение межрегиональной летней «Школы робототехники» в рамках Летней Проектной Академии;
      - проведение осенних состязаний роботов (Межрегиональной летней «Школы робототехники»);
      - проведение обучающих семинаров-практикумов, вебинаров, мастер-классов для воспитателей детских садов, родителей, учителей школ Республик Хакасия, Алтай, Тыва и юга Красноярского края по развитию технического творчества и основам робототехники;
      - проведение индивидуальных и групповых консультаций (очных и дистанционных) для педагогов школ Республик Хакасия, Алтай, Тыва и юга Красноярского края по развитию технического творчества и основам робототехники;
      - участие в Международном Фестивале Робототехники «РобоФинист» (г. Санкт-Петербург);
      - участие в Ежегодном Всероссийском Молодежном Робототехническом Фестивале «РобоФест» (г. Москва);
      - участие в фестивале по Лего-конструированию и робототехнике (г. Новосибирск).
      9. Создание сетевых сообществ по учебным предметам или предметным областям:
      - построение модели сетевого взаимодействия в рамках сетевых (виртуальных) метапредметных объединений, объединяющих сетевые сообщества учителей по предметным областям;
      - разработка методологических принципов организационной и координационной работы;
      - разработка структуры виртуальных ресурсов (блогов на сайте «Робототехника в Хакасии») сетевых метапредметных объединений;
      - разработка механизмов тиражирования разработанной модели сетевых (виртуальных) метапредметных объединений в межрегиональной системе образования;
      - создание сетевых сообществ по учебным предметам или предметным областям.
      10. Создание условий для организации электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий в учебном процессе:
      - развитие базовой инфраструктуры, позволяющей организовывать электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий в учебном процессе (в том числе для детей с ОВЗ);
      - развитие базовой инфраструктуры, позволяющей организовывать электронное обучение с применением книг художественной литературы и учебников в электронной форме;
      - разработка дистанционных курсов для детей с ОВЗ (родителей и педагогов).
      11. Информирование о ходе и результатах реализации мероприятий посредством создания специального раздела, страницы на сайте лицея, СМИ и сайтов привлеченных организаций.
       Ссылки на электронные ресурсы
      http://лицей.абакан.рф/220/335.html
      http://robolicey.student-proger.ru/
      http://конкурсшкол.рф/methodical/id/get/119