Чтение c увлечением: развитие читательской компетенции и информационной культуры школьников в процессе реализации программ общего и дополнительного образования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Академическая гимназия № 56" Санкт-Петербурга
2. Задачи, решаемые посредством внедрения инновации
Целью проекта является создание сетевого объединения образовательных организаций, совместно решающих проблему развития детского и юношеского чтения через реализацию проекта «Чтение с увлечением».
Реализация проекта «Чтение с увлечением» позволит решить следующие важные задачи:
преодолеть «критический предел пренебрежения чтением» ;
усилиями школы (сетевого объединения школ) по популяризации чтения приступить к решению задачи, рассматриваемой сегодня в качестве одной из важнейших проблем российского общества в целом;
повысить мотивацию учащихся к чтению (читательскую активность) за счет предоставления широкого и разнообразного «поля возможностей» знакомства с различными источниками информации;
расширить образовательное пространство детей и юношества за счет использования ресурсов организаций партнеров (образовательных организаций, библиотек, культурно-досуговых и образовательных центров и др.), занимающихся проблемами чтения;
воспитывать гражданские чувства, обусловленные осознанием мощного потенциала книги и чтения, доступности и открытости таких «институтов», как библиотеки, историко-культурные центры, читательские клубы; гордость за страну и город, аккумулирующие огромный культурный потенциал, заложенный в текстах;
развивать социальную активность за счет интеграции в общероссийские, региональные, муниципальные проекты, связанные с популяризацией чтения; за счет участия в школьных, муниципальных, региональных и всероссийских социальных акциях по пропаганде детского и молодежного чтения (фестивалях, выставках и др.);
актуализировать и активизировать образовательные возможности семьи за счет развития (возрождения) культуры семейного чтения, использования ресурсов культурно-досуговых семейных (в первую очередь – книжных) центров, инициировать реализацию региональной программы «Моя семья читающая» как компонент «Чтения с увлечением»;
эффективно использовать разработанные и разработать новые игровые форматы, опирающиеся на читательский опыт подростков, позволяющие сделать этот опыт востребованным, продемонстрировать привлекательность такого опыта;
активизировать личный читательский, педагогический и методический опыт педагогов (учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов и педагогов-организаторов) по воспитанию читателя-школьника, непрерывно развивать общекультурную и профессиональную компетентность педагогических работников, занимающихся проблемой детского и юношеского чтения.
3. Целевая аудитория
Целевые группы, на которые рассчитаны основные результаты реализации проекта:
1) учащиеся образовательных организаций, включенных в сетевое объединение;
2) учащиеся других образовательных организаций, включенные в проекты организаций – партнеров проекта (библиотек, культурно-досуговых центров и др.);
3) руководители образовательных организаций, включенных в сетевое объединение;
4) педагогические работники (учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, классные руководители) образовательных организаций, включенных в сетевое объединение;
5) сотрудники психолого-педагогических служб (психологи, логопеды, социальные работники) образовательных организаций, включенных в сетевое объединение;
6) сотрудники библиотек, музеев, культурно-досуговых центров региона, отвечающие за реализацию программ и проектов для учащихся;
7) инициативные группы родителей обучающихся, изъявившие желание принять участие в реализации проекта «Чтение с увлечением» (преимущественно по направлению – «Развитие и поддержка семейного чтения»);
8) студенты педагогических колледжей и вузов, проходящие практику на базе гимназии – разработчика проекта «Чтение с увлечением».
4. Описание сути инновации
Необходимость разработки проекта, направленного на развитие читательской культуры и информационной компетентности школьников, обусловлена необходимостью преодоления так называемого «кризиса чтения», одной из тревожных общемировых тенденций.
Анализ документов, связанных с развитием отечественного образования и шире – отечественной культуры, данных ряда общероссийских и всемирных исследований, публикаций в специализированных журналах (педагогика, психология, методика) и в СМИ, анализ опыта школ позволил выделить ряд общепедагогических противоречий. Выделенные ниже противоречия актуальны как для школы, реализующей данный проект, так и для системы образования в целом:
между признанием «кризиса чтения» (в том числе – детского) в качестве гуманитарной проблемы, декларацией необходимости повышать «статус чтения» и отсутствием консолидации усилий различных социально-культурных институтов в деле популяризации чтения;
между значительностью педагогического опыта, накопленного отечественным образованием в части воспитания читателя-школьника, и недостаточной востребованностью этого «арсенала» в повседневной педагогической практике;
между значительностью культурно-развивающего потенциала регионов и ограниченностью (недостаточностью и/или эпизодичностью) использования школами этого потенциала;
между признанием необходимости создания и реализации образовательных программ и проектов, адресованных учащимся с разными возможностями (одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья и др.), и недостаточностью таких программ и проектов и/или их игнорированием в реальной педагогической практике;
между признанием важной роли семьи в воспитании читателя и ограниченностью семейного педагогического опыта, утратой традиций «семейного чтения» как части культурного досуга;
между темпами развития информационного пространства и ИКТ, и недостаточно оперативным «откликом» школы на происходящие изменения.
На преодоление означенных противоречий и направлен данный проект.
Актуальность проекта состоит в том, что он:
с одной стороны, опирается на «классическую» практику воспитания читателя в школе, «возрождает» (вплоть до «реабилитации») «хрестоматийные» методики такого воспитания и пути поддержки детского и юношеского чтения,
с другой стороны, используя современные возможности в области распространения информации и учитывая новейшие требования к результатам школьного обучения, представляет эффективную и привлекательную модель популяризации чтения детей и юношества.
Актуальность проекта связана также с возможностью консолидации усилий всех школьных специалистов (учителей-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, сотрудников воспитательной и психолого-педагогической служб, школьной администрации, библиотечных работников), а также объединения усилий образовательных организаций в деле воспитания читателя при реализации проекта на основе командного взаимодействия.
Инновационность проекта состоит в том, что он:
с одной стороны, опирается на «классическую» практику воспитания читателя в школе, «возрождает» (вплоть до «реабилитации») «хрестоматийные» методики такого воспитания,
с другой стороны, используя современные возможности в области распространения информации и учитывая новейшие требования к результатам школьного обучения, представляет эффективную и привлекательную для школьников модель популяризации чтения.
Проект состоит из нескольких взаимосвязанных образовательных подпроектов и подпрограмм, имеет инвариант и вариативную часть. Инвариантная часть реализуется как обязательная на всех ступенях обучения. Вариативная часть, также реализуемая на всех ступенях обучения, предоставляет возможность учителям и учащимся выбрать проекты с учетом таких значимых факторов, как образовательные интересы и запросы школьников, уровень их читательской культуры, профессиональные возможности учителя, особенности профиля класса, опыт и предпочтения сотрудничества с социальными (профессиональными) партнерами и др.
5. Мероприятия по внедрению / распространению инновации
1. Обеспечение реализации инновационного проекта: формирование нормативно-правовой базы реализации проекта; формирование нормативно-правового регламента деятельности сетевого объединения образовательных и культурно-досуговых организаций, включенных в реализацию инновационного проекта.
2. Создание программ внеурочной деятельности (в контексте ФГОС), ориентированных на поддержку и развитие чтения детей и юношества, в том числе – программ взаимодействия с библиотеками, музеями, культурно-досуговыми центрами региона и России по проблеме развития чтения детей и подростков.
3. Создание сетевого объединения образовательных организаций, включенных в реализацию инновационного проекта: формирование сетевого объединения; создание организационно-методической базы внедрения инновационного проекта.
4. Повышение профессионализма работников образовательных организаций, включенных в проект: создание и функционирование Координационно-консультативного центра на базе ГБОУ «Академическая гимназия №56» Санкт-Петербурга; сетевых сообществ разных категорий педагогических работников (учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, библиотекарей, психологов, руководителей образовательных организаций), включенных в реализацию проекта; разработка и реализация программ повышения квалификации педагогических работников по вопросам развития детского чтения.
5. Систематическое описание и распространение материалов проекта «Чтение с увлечением»: информационно-методических изданий (рекомендаций) для организаций, включенных в проект (в рамках сетевого взаимодействия с другими организациями); материалов раздела «Чтение с увлечением» методического сайта ГБОУ «Академическая гимназия №56» Санкт-Петербурга и методического сайта учителей ГБОУ «Академическая гимназия №56» «NOVA».
6. Организация и проведение очных и заочных мероприятий в рамках проекта как для образовательных организаций, так и для образовательных организаций региона и России, заинтересованных в реализации проектов развития детского чтения:
интеллектуально-творческих мероприятий (читательских конкурсов, конференций, дискуссий, игр и др.) для учащихся;
социально значимых мероприятий совместно с партнерами по пропаганде чтения (в том числе – детского и юношеского) через СМИ, фестивали, книжные ярмарки, через выступления специальных агитбригад на мероприятиях муниципального и регионального уровней;
научно-практических конференций для педагогических работников.
6. Ссылки на электронные ресурсы
Сайт учителей гимназии NOVA56. Раздел, посвящен инновационному образовательному проекту “Чтение с увлечением” Академической гимназии №56 Санкт-Петербурга. Раздел включает фото и видео материалы.
http://nova56.ru/project/enjoyreading
Ссылки на ресурсы об инновации
Регистрация на вебинары Академической гимназии №56
http://school56webinar.ru/
Запись вебинаров, посвящённых проблемам детского чтения.
http://school56.org/school/vebinary
Официальный канал Академической гимназии №56 на YouTube.
Запись вебинаров, прямых трансляций общешкольных дел, которые связаны с чтением.
Например: Осенний выезд старшеклассников 2018 года «Кубок Огня», который был полностью связан с серией романов Джоан Роулинг «Гарри Поттер» и многое другое…
https://www.youtube.com/channel/UCok_SeNqVxeLHHbza8R9TPg?view_as=subscriber
Ролик, посвященный инновационному проекту «Чтение с увлечением»
https://www.youtube.com/watch?v=Tn0cnBBWZtk
Открытое мероприятие «Праздник Первого Звонка». Запись прямой трансляции. Детское чтение, как общешкольное дело!
https://www.youtube.com/watch?v=HYU6rQUwSs4
«Фестиваль успешных проектов». Учёба педагогического коллектива. Сайт Академической гимназии №56.
http://school56.org/newslist/festival-uspeshnykh-proektov