Создание на базе сельской школы культурно-образовательного центра развития детей
Муниципальное общеобразовательное учреждение Валериановская средняя общеобразовательная школа
Задачи, решаемые посредством внедрения инновации
- организация сетевого взаимодействия образовательных организаций общего и дополнительного образования городского округа, социокультурных учреждений села в рамках одного проекта;
- определение эффективных механизмов взаимодействия с организациями дополнительного образования городского округа с привлечением специалистов непосредственно на территорию школы, без необходимости выезда учащихся;
- внедрение технологии планирования, учета и оценки личностных результатов обучающихся на протяжении всего периода обучения «Индивидуальный маршрут внеурочной деятельности» (разработан дневник);
- создание условий для самоопределения учащихся в области внеурочной деятельности;
- формирование у учащегося интереса к различным видам внеурочной деятельности;
- стимулирование учащегося к самостоятельному планированию своей внеурочной (в том числе проектной) деятельности, оцениванию результатов своей внеурочной и проектной деятельности по итогам учебного года; - стимулирование учащегося к активному участию во внеурочной и проектной деятельности;
- консолидация ресурсов организаций сети (кадровых, материально-технических) на базе нашей сельской школы, что позволило максимально удовлетворить образовательные запросы и интересы всех учащихся в области внеурочной деятельности (в том числе, дополнительного образования) непосредственно в школе, не выезжая за пределы посёлка;
Целевая аудитория
Целевые группы, на которые ориентированы основные эффекты внедрения инновационного проекта:
- учащиеся образовательной организации и их родители (законные представители), так как они являются главными благополучателями результатов инновационной деятельности школы;
- педагогические работники образовательных организаций, так как они освоят или усовершенствуют навыки самоаудита педагогической деятельности, систематизируют представление о результатах своей деятельности, освоят новый инструментарий, возможности сетевого взаимодействия, проработают нормативную базу инновационного проекта «Сельская школа как культурно-образовательный центр развития детей»;
- руководящие работники общеобразовательных организаций, так как они будут иметь возможность воспользоваться приобретёнными знаниями и опытом, результатом совместных усилий - технологией развития внеурочной деятельности обучающихся в условиях сельской школы, предусматривающей создание на базе школы культурно-образовательного центра развития детей. Они смогут наполнить её своим содержанием, отражающим специфику организации;
- научные сотрудники и организации (при проявленной заинтересованности), так как получат практический опыт апробации своих теоретических положений, инструментария, получат социальный заказ на дальнейшие исследования и разработки.
Описание сути инновации
На базе сельской Валериановской школы создан культурно-образовательный центр развития детей посредством сетевого взаимодействия (с привлечением специалистов системы дополнительного образования городского округа на базу школы), обеспечивающего максимальное удовлетворение образовательных потребностей обучающихся школы и высокое качество реализации их индивидуальных маршрутов внеурочной деятельности.
Создав культурно-образовательный центр развития детей, удалось консолидировать ресурсы организаций сети (кадровых, материально-технических) на базе сельской школы, что позволило максимально удовлетворить запросы и интересы всех учащихся в области внеурочной деятельности (в том числе, дополнительного образования) непосредственно в школе, не выезжая за пределы посёлка. Внеурочная деятельность учащихся организуется на основе индивидуальных маршрутов внеурочной деятельности (авторская технология). Создана и внедрена в образовательный процесс технология планирования, учета и оценки личностных результатов обучающихся - «Индивидуальный маршрут внеурочной деятельности».
Индивидуальный маршрут внеурочной деятельности - это персональный документ каждого учащегося, в котором фиксируется его участие и достижения во внеурочной и проектной деятельности на протяжении всего обучения в школе.
Технология планирования, учета и оценки личностных результатов обучающихся «Индивидуальный маршрут внеурочной деятельности» разработана в рамках создания на базе сельской школы культурно-образовательного центра развития детей через организованное сетевое взаимодействие между образовательными организациями дополнительного образования городского округа и социокультурными объектами посёлка, что позволило обеспечить максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся школы и высокое качество реализации их индивидуальных маршрутов внеурочной деятельности.
Эти изменения ориентированы на каждого ребенка, с учётом его индивидуальных особенностей и осознанного выбора.
Цель внедрения технологии планирования, учета и оценки личностных результатов обучающихся «Индивидуальный маршрут внеурочной деятельности»: непрерывный мониторинг достижений и результатов внеурочной деятельности учащихся в течение всего периода обучения в образовательном учреждении. Задачи, которые решаются в ходе внедрения технологии:
- создание условий для самоопределения учащихся в области внеурочной деятельности;
- формирование у учащегося интереса к различным видам внеурочной деятельности;
- стимулирование учащегося к самостоятельному планированию своей внеурочной (в том числе проектной) деятельности, оцениванию результатов своей внеурочной и проектной деятельности по итогам учебного года;
- стимулирование учащегося к активному участию во внеурочной и проектной деятельности.
«Индивидуальный маршрут внеурочной деятельности» (как печатный документ) включает в себя следующие разделы:
- Карта индивидуального маршрута внеурочной деятельности.
- Мой итоговый индивидуальный проект.
- Мои особые достижения.
- Моя групповая проектная деятельность.
- Моя индивидуальная проектная деятельность.
- Новые образовательные программы и стандарты.
Для развития внеурочной деятельности разработана 31 дополнительная образовательная программа по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Программы разработаны с учётом интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей).
Школа организует образовательный процесс в соответствии с индивидуальными маршрутами внеурочной деятельности в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий.
По дополнительным образовательным программам обучается 100% учащихся школы с нагрузкой от 2 до 10 часов в неделю.
Мероприятия по внедрению / распространению инновации
1) Проведены четыре вебинара для образовательных организаций (ОО) Российской Федерации:
- вебинар для руководителей ОО «Образцы нормативных документов, обеспечивающих устойчивое сетевое взаимодействие»;
- вебинар для педагогических работников ОО «Проектная деятельность в рамках внеурочной деятельности»;
- вебинар для педагогических работников ОО «Организация деятельности по индивидуальным маршрутом внеурочной деятельности»;
- вебинар для родителей и педагогических работников ОО «Семья и школа. Приёмы эффективного сотрудничества в рамках внеурочной деятельности».
2) Создан сайт «Сельская школа – культурно-образовательный центр развития детей» для размещения информации о ходе реализации проекта. Наполнен сайт контентом для различных целевых групп (администрация, педагоги, обучающиеся, родители). размещены материалы по теме инновационной деятельности школ-партнёров.
3) Осуществлено индивидуальное консультирование координаторов проекта школ - партнёров по вопросам внедрения технологии посредством электронной почты и телефонных переговоров;
4) Осуществлена публикация опыта работы по проекту во Всероссийском научно-практическом журнале (авторский номер);
5) Издан электронный сборник научно-методических материалов;
6) Создан видеоролик о результатах инновационной деятельности.
Опыт работы МОУ Валериановской школы может быть использован администрацией и педагогами общеобразовательных организаций, педагогами дополнительного и профессионального образования для развития и совершенствования внеурочной деятельности обучающихся.
Ссылки на электронные ресурсы
Методическая сеть для распространения результатов инновационного проекта:
https://конкурсшкол.рф/methodical-network/id/get/271
Научно-методические материалы, разработанные в ходе реализации инновационного проекта:
http://валериановскаясош.рф/index.php/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizaczii/obrazovanie/innovaczionnaya-deyatelnost
http://конкурсшкол.рф/idea/idea-2018/
http://валериановскаясош.рф/index.php/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizaczii/obrazovanie/osnovnye-obrazovatelnye-programmy/1791-osnovnye-obrazovatelnye-programmy-v-oop-noo-v-chasti-vneurochnoj-deyatelnosti-1
http://валериановскаясош.рф/index.php/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizaczii/obrazovanie/osnovnye-obrazovatelnye-programmy/1790-osnovnye-obrazovatelnye-programmy-v-oop-ooo-v-chasti-vneurochnoj-deyatelnosti-2
http://валериановскаясош.рф/index.php/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizaczii/dokumenty/lokalnye-normativnye-akty/1799-izmeneniya-i-dopolneniya-v-polozhenie-o-vnutrennej-sisteme
http://валериановскаясош.рф/index.php/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizaczii/obrazovanie/innovaczionnaya-deyatelnost
Сайт «Сельская школа – культурно-образовательный центр развития детей» для размещения информации о ходе реализации проекта
https://schoolgrant.ru
Публикация опыта работы по проекту во Всероссийском научно-практическом журнале (авторский номер) при поддержке федерального научного портала Наука и образование on-line
https://sovman.ru/issue/2018-87/
Издание электронного сборника научно-методических материалов участников реализации проекта ISBN 978-5-00090-141-0 «Наука и образование on-linе»
https://eee-science.ru/collection/978-5-00090-141-0
Создание видеоролика о результатах инновационной деятельности: https://youtu.be/AOdzdlgGvfc
Запись вебинара для родителей и педагогических работников ОО «Семья и школа. Приёмы эффективного сотрудничества в рамках внеурочной деятельности»
https://xn--j1aaaehfdojs1d.xn--p1ai/meeting/record/id/4fcde4db903ec27b35b4f0889e3b241467a9c082-1543392725385
Вебинар для педагогических работников ОО «Проектная деятельность в рамках внеурочной деятельности» https://www.youtube.com/watch?v=ocN8jncpRPA
- организация сетевого взаимодействия образовательных организаций общего и дополнительного образования городского округа, социокультурных учреждений села в рамках одного проекта;
- определение эффективных механизмов взаимодействия с организациями дополнительного образования городского округа с привлечением специалистов непосредственно на территорию школы, без необходимости выезда учащихся;
- внедрение технологии планирования, учета и оценки личностных результатов обучающихся на протяжении всего периода обучения «Индивидуальный маршрут внеурочной деятельности» (разработан дневник);
- создание условий для самоопределения учащихся в области внеурочной деятельности;
- формирование у учащегося интереса к различным видам внеурочной деятельности;
- стимулирование учащегося к самостоятельному планированию своей внеурочной (в том числе проектной) деятельности, оцениванию результатов своей внеурочной и проектной деятельности по итогам учебного года; - стимулирование учащегося к активному участию во внеурочной и проектной деятельности;
- консолидация ресурсов организаций сети (кадровых, материально-технических) на базе нашей сельской школы, что позволило максимально удовлетворить образовательные запросы и интересы всех учащихся в области внеурочной деятельности (в том числе, дополнительного образования) непосредственно в школе, не выезжая за пределы посёлка;
Целевая аудитория
Целевые группы, на которые ориентированы основные эффекты внедрения инновационного проекта:
- учащиеся образовательной организации и их родители (законные представители), так как они являются главными благополучателями результатов инновационной деятельности школы;
- педагогические работники образовательных организаций, так как они освоят или усовершенствуют навыки самоаудита педагогической деятельности, систематизируют представление о результатах своей деятельности, освоят новый инструментарий, возможности сетевого взаимодействия, проработают нормативную базу инновационного проекта «Сельская школа как культурно-образовательный центр развития детей»;
- руководящие работники общеобразовательных организаций, так как они будут иметь возможность воспользоваться приобретёнными знаниями и опытом, результатом совместных усилий - технологией развития внеурочной деятельности обучающихся в условиях сельской школы, предусматривающей создание на базе школы культурно-образовательного центра развития детей. Они смогут наполнить её своим содержанием, отражающим специфику организации;
- научные сотрудники и организации (при проявленной заинтересованности), так как получат практический опыт апробации своих теоретических положений, инструментария, получат социальный заказ на дальнейшие исследования и разработки.
Описание сути инновации
На базе сельской Валериановской школы создан культурно-образовательный центр развития детей посредством сетевого взаимодействия (с привлечением специалистов системы дополнительного образования городского округа на базу школы), обеспечивающего максимальное удовлетворение образовательных потребностей обучающихся школы и высокое качество реализации их индивидуальных маршрутов внеурочной деятельности.
Создав культурно-образовательный центр развития детей, удалось консолидировать ресурсы организаций сети (кадровых, материально-технических) на базе сельской школы, что позволило максимально удовлетворить запросы и интересы всех учащихся в области внеурочной деятельности (в том числе, дополнительного образования) непосредственно в школе, не выезжая за пределы посёлка. Внеурочная деятельность учащихся организуется на основе индивидуальных маршрутов внеурочной деятельности (авторская технология). Создана и внедрена в образовательный процесс технология планирования, учета и оценки личностных результатов обучающихся - «Индивидуальный маршрут внеурочной деятельности».
Индивидуальный маршрут внеурочной деятельности - это персональный документ каждого учащегося, в котором фиксируется его участие и достижения во внеурочной и проектной деятельности на протяжении всего обучения в школе.
Технология планирования, учета и оценки личностных результатов обучающихся «Индивидуальный маршрут внеурочной деятельности» разработана в рамках создания на базе сельской школы культурно-образовательного центра развития детей через организованное сетевое взаимодействие между образовательными организациями дополнительного образования городского округа и социокультурными объектами посёлка, что позволило обеспечить максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся школы и высокое качество реализации их индивидуальных маршрутов внеурочной деятельности.
Эти изменения ориентированы на каждого ребенка, с учётом его индивидуальных особенностей и осознанного выбора.
Цель внедрения технологии планирования, учета и оценки личностных результатов обучающихся «Индивидуальный маршрут внеурочной деятельности»: непрерывный мониторинг достижений и результатов внеурочной деятельности учащихся в течение всего периода обучения в образовательном учреждении. Задачи, которые решаются в ходе внедрения технологии:
- создание условий для самоопределения учащихся в области внеурочной деятельности;
- формирование у учащегося интереса к различным видам внеурочной деятельности;
- стимулирование учащегося к самостоятельному планированию своей внеурочной (в том числе проектной) деятельности, оцениванию результатов своей внеурочной и проектной деятельности по итогам учебного года;
- стимулирование учащегося к активному участию во внеурочной и проектной деятельности.
«Индивидуальный маршрут внеурочной деятельности» (как печатный документ) включает в себя следующие разделы:
- Карта индивидуального маршрута внеурочной деятельности.
- Мой итоговый индивидуальный проект.
- Мои особые достижения.
- Моя групповая проектная деятельность.
- Моя индивидуальная проектная деятельность.
- Новые образовательные программы и стандарты.
Для развития внеурочной деятельности разработана 31 дополнительная образовательная программа по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Программы разработаны с учётом интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей).
Школа организует образовательный процесс в соответствии с индивидуальными маршрутами внеурочной деятельности в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий.
По дополнительным образовательным программам обучается 100% учащихся школы с нагрузкой от 2 до 10 часов в неделю.
Мероприятия по внедрению / распространению инновации
1) Проведены четыре вебинара для образовательных организаций (ОО) Российской Федерации:
- вебинар для руководителей ОО «Образцы нормативных документов, обеспечивающих устойчивое сетевое взаимодействие»;
- вебинар для педагогических работников ОО «Проектная деятельность в рамках внеурочной деятельности»;
- вебинар для педагогических работников ОО «Организация деятельности по индивидуальным маршрутом внеурочной деятельности»;
- вебинар для родителей и педагогических работников ОО «Семья и школа. Приёмы эффективного сотрудничества в рамках внеурочной деятельности».
2) Создан сайт «Сельская школа – культурно-образовательный центр развития детей» для размещения информации о ходе реализации проекта. Наполнен сайт контентом для различных целевых групп (администрация, педагоги, обучающиеся, родители). размещены материалы по теме инновационной деятельности школ-партнёров.
3) Осуществлено индивидуальное консультирование координаторов проекта школ - партнёров по вопросам внедрения технологии посредством электронной почты и телефонных переговоров;
4) Осуществлена публикация опыта работы по проекту во Всероссийском научно-практическом журнале (авторский номер);
5) Издан электронный сборник научно-методических материалов;
6) Создан видеоролик о результатах инновационной деятельности.
Опыт работы МОУ Валериановской школы может быть использован администрацией и педагогами общеобразовательных организаций, педагогами дополнительного и профессионального образования для развития и совершенствования внеурочной деятельности обучающихся.
Ссылки на электронные ресурсы
Методическая сеть для распространения результатов инновационного проекта:
https://конкурсшкол.рф/methodical-network/id/get/271
Научно-методические материалы, разработанные в ходе реализации инновационного проекта:
http://валериановскаясош.рф/index.php/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizaczii/obrazovanie/innovaczionnaya-deyatelnost
http://конкурсшкол.рф/idea/idea-2018/
http://валериановскаясош.рф/index.php/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizaczii/obrazovanie/osnovnye-obrazovatelnye-programmy/1791-osnovnye-obrazovatelnye-programmy-v-oop-noo-v-chasti-vneurochnoj-deyatelnosti-1
http://валериановскаясош.рф/index.php/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizaczii/obrazovanie/osnovnye-obrazovatelnye-programmy/1790-osnovnye-obrazovatelnye-programmy-v-oop-ooo-v-chasti-vneurochnoj-deyatelnosti-2
http://валериановскаясош.рф/index.php/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizaczii/dokumenty/lokalnye-normativnye-akty/1799-izmeneniya-i-dopolneniya-v-polozhenie-o-vnutrennej-sisteme
http://валериановскаясош.рф/index.php/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizaczii/obrazovanie/innovaczionnaya-deyatelnost
Сайт «Сельская школа – культурно-образовательный центр развития детей» для размещения информации о ходе реализации проекта
https://schoolgrant.ru
Публикация опыта работы по проекту во Всероссийском научно-практическом журнале (авторский номер) при поддержке федерального научного портала Наука и образование on-line
https://sovman.ru/issue/2018-87/
Издание электронного сборника научно-методических материалов участников реализации проекта ISBN 978-5-00090-141-0 «Наука и образование on-linе»
https://eee-science.ru/collection/978-5-00090-141-0
Создание видеоролика о результатах инновационной деятельности: https://youtu.be/AOdzdlgGvfc
Запись вебинара для родителей и педагогических работников ОО «Семья и школа. Приёмы эффективного сотрудничества в рамках внеурочной деятельности»
https://xn--j1aaaehfdojs1d.xn--p1ai/meeting/record/id/4fcde4db903ec27b35b4f0889e3b241467a9c082-1543392725385
Вебинар для педагогических работников ОО «Проектная деятельность в рамках внеурочной деятельности» https://www.youtube.com/watch?v=ocN8jncpRPA