Формирование культуры и грамотности чтения, гражданской идентичности через погружение в историю родного города
МАОУ «Лицей № 9 «Лидер»
Задачи, решаемые посредством внедрения инновации
повышение мотивации к чтению у детей и родителей;
повышение родительской компетенции в вопросах детского чтения;
формирование культуры и грамотности чтения через организацию семейного чтения и совместных детско-взрослых событий;
формирование гражданской идентичности через погружение в историю г. Красноярска при помощи музейных экспозиций Центра, организации видео-экскурсий, исторических перфомансов.
Целевая аудитория
Обучающиеся, родители, педагоги из других образовательных организаций (ОО), в том числе расположенных за пределами г. Красноярска.
Описание сути инновации
Центр гуманитарного образования «#Мычитатели» - не отдельно выделенный кабинет. Это распределенное по всему лицею пространство, в котором постоянно происходят события, работают детско-взрослые клубы, мастерские, проводятся конкурсы, семейные чтения, появляются новые формы, направленные на повышение культуры и грамотности чтения. Вся инфраструктура лицея работает на это: школьный двор, который в летнее время превращается в уникальный парк «Красноярск в миниатюре», библиотека с читальным залом, оформленная в английском стиле, уютные открытые библиотечные пространства на этажах. Все кабинеты названы в честь известных, в основном отечественных, личностей: ученых, писателей, художников, общественных и политических деятелей. В лицее работают читательский клуб «Обломов», где обсуждаются прочитанные произведения популярных авторов. Дети учатся писать стихи в клубе «Цех поэтов». Ежегодно в рамках Дней лицея проводится конкурс по чтению вслух «Книжная полка». Учителя на переменах читают свои любимые литературные произведения - и это мы назвали «ПРОчтением». В начальной школе реализуется проект «Читающая семья». Раз в неделю в класс приходит мама и читает какую-либо детскую книгу. Чтение сопровождается соответствующей музыкой, слайд-шоу, презентациями, видео сюжетами. По окончании чтений обсуждается прочитанное, анализируются поступки героев. Дети фантазируют, свои работы оформляют в групповой продукт «Книжка про книжку». И еще, у нас ежегодно издается замечательный журнал «Клуб`ОК», с которым можно познакомиться на нашем сайте.
В течение нескольких лет мы проводим образовательные игры в 5-8 классах, разработанные педагогами лицея на исторической основе. Игры проводятся по параллелям, в 5-6 классах в рамках итоговой аттестации в конце каждой четверти, содержание имеет в основе материал истории, изученный в четверти. В 7-8 классах игры проводятся в течение года в три этапа, в результате выявляется команда-победитель. Игры имеют межпредметный и метапредметный характер, так как в них включены задания по разным предметам, а от детей требуются не только знания, но и различные жизненно важные навыки: лидерские качества, смекалка, умение читать и выполнять правила, умение работать в команде и др. Игры являются мониторинговыми событиями, в ходе них психолого-педагогической группой фиксируются образовательные результаты (метапредметные и личностные), а также у детей есть возможность повысить отметку по какому-либо предмету. Каждый месяц проводятся, также по параллелям, интеллектуальные игры по принципу «Что? Где? Когда?». Это командные игры, одновременно играют до 20 команд. И это тоже мониторинговые события. А в рамках проекта мы даже сыграли в эту игру онлайн с участниками из других школ г. Красноярска и Санкт-Петербурга. Обучающиеся, начиная с 7 класса, вовлечены в проектную деятельность, проекты являются обязательной частью образовательной программы. Среди проектов есть направления, связанные с историей, культурой Красноярского края, театральной деятельностью: «Мой край», «Школа экскурсоводов», «Корзина яблок» и др. В 5-6 классах литературу дети имеют возможность по выбору изучать в мастерской «Литературный эксперимент» через театрализацию программных (и не только) произведений. А русский язык можно изучать в мастерской «Виртуальная газета «КНОПКА», причем продуктом мастерской становятся еженедельные лицейские видеоновости. Мы активно популяризируем художественные произведения, позиционируем нравственные, этические ценности, ценность русского языка чрез социальную сеть «ВКонтакте» в Официальной группе Лицея № 9 «Лидер», вовлекаем обучающихся и родителей в совместную деятельность, связанную с культурой и грамотностью чтения. Через командно-ролевую игру «Плюс 1», которая также находится в социальной сети ВКонтакте.
В рамках проекта мы создали пространство, соединив два кабинета, оформив его материалами и музейными экспозициями об истории г. Красноярска от его основания до наших дней. Оборудовали его современной проекционной техникой, позволяющей демонстрировать видеоматериалы одновременно на трех экранах. Экспонаты для музейных экспозиций собирали вместе с родителями. Силами учителей и учащихся создан фильм об истории г. Красноярска. Сшиты костюмы, которые используются при постановке исторических перфомансов. Учащимися старших классов подготовлены обзорные экскурсии с использованием видео и музейных экспонатов, поставлен ряд перфомансов. Эти экскурсии уже представлены родителям и педагогам из других регионов, которые побывали у нас на Краевом педагогическом марафоне и Форуме старшей школы, и мы получили хорошие отзывы.
Этот кабинет-музей получил имя Алексея Михайловича Клешко, известного красноярского общественного и политического деятеля, мечтавшего о появлении у нас в лицее такого музея о Красноярске. Сформировать у ребенка потребность к чтению, а значит и грамотность чтения, сделать его гражданином своего города без участия семьи невозможно. Любые наши технологии, способы и методы будут бессильными, если мы не будем вовлекать в этот процесс родителей. Образовательный процесс в нашем лицее остается так или иначе закрытым для родителей в силу их занятости на работе в дневное время. Поэтому мы хотим организовать деятельность в нашем новом кабинете-музее в вечернее время и выходные дни. Каждый родитель со своим ребенком хотя бы раз в неделю сможет посетить это удобное, уютное место.
Мероприятия по внедрению / распространению инновации
1. Подготовка тематических экскурсий по кабинету-музею им. Клешко А. М. с использованием видео и перфомансов. Экскурсоводы – учащиеся, начиная с 5 класса.
2. Организация экскурсий по кабинету-музею для учащихся всех классов, начиная с начальной школы, родителей, педагогов из других ОО города, а также гостей из других регионов.
3. Создание виртуальной экскурсии по кабинету-музею на официальном сайте лицея www.liceum9.ru. 4. Проведение семинаров, дискуссионных площадок в рамках краевых и городских конференций, а также стажировок по запросам для педагогов из других ОО по теме «Формирование культуры и грамотности чтения. Гражданская идентичность».
5. Размещение на официальном сайте лицея в разделе «Инновационная деятельность. Проекты» и на сайте конкурсшкол.рф в разделе «Методические сети. Национальная сеть «Поддержка детского и юношеского чтения». Авторская методическая сеть «#Мычитатели», материалов, создающихся в ходе инновационной практики.
Ссылки на электронные ресурсы
Раздел «Проекты» http://www.liceum9.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=47&Itemid=320 «Экскурсия по лицею»
http://liceum9.ru/images/DOCUMENT/%D0%9F%D1%83%D1%82%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%BF%D0%BE_%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B5%D1%8E.pdf
Журнал «Клуб`ОК» (№ 19 2018 г. полностью посвящен инновационной практике) http://www.liceum9.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2895&Itemid=307
Методическая сеть «#Мычитатели» https://xn--j1aaaehfdojs1d.xn--p1ai/methodical-network/id/get/285
Новости про открытие музея об истории Красноярска в Лицее № 9 «Лидер» https://www.youtube.com/watch?v=Jhh_0bVqmp8
http://www.trk7.ru/news/92800.html?utm_source=newslist
http://www.vesti-krasnoyarsk.ru/news/obshestvo/post-15901/
https://vk.com/wall-121269719_28988
повышение мотивации к чтению у детей и родителей;
повышение родительской компетенции в вопросах детского чтения;
формирование культуры и грамотности чтения через организацию семейного чтения и совместных детско-взрослых событий;
формирование гражданской идентичности через погружение в историю г. Красноярска при помощи музейных экспозиций Центра, организации видео-экскурсий, исторических перфомансов.
Целевая аудитория
Обучающиеся, родители, педагоги из других образовательных организаций (ОО), в том числе расположенных за пределами г. Красноярска.
Описание сути инновации
Центр гуманитарного образования «#Мычитатели» - не отдельно выделенный кабинет. Это распределенное по всему лицею пространство, в котором постоянно происходят события, работают детско-взрослые клубы, мастерские, проводятся конкурсы, семейные чтения, появляются новые формы, направленные на повышение культуры и грамотности чтения. Вся инфраструктура лицея работает на это: школьный двор, который в летнее время превращается в уникальный парк «Красноярск в миниатюре», библиотека с читальным залом, оформленная в английском стиле, уютные открытые библиотечные пространства на этажах. Все кабинеты названы в честь известных, в основном отечественных, личностей: ученых, писателей, художников, общественных и политических деятелей. В лицее работают читательский клуб «Обломов», где обсуждаются прочитанные произведения популярных авторов. Дети учатся писать стихи в клубе «Цех поэтов». Ежегодно в рамках Дней лицея проводится конкурс по чтению вслух «Книжная полка». Учителя на переменах читают свои любимые литературные произведения - и это мы назвали «ПРОчтением». В начальной школе реализуется проект «Читающая семья». Раз в неделю в класс приходит мама и читает какую-либо детскую книгу. Чтение сопровождается соответствующей музыкой, слайд-шоу, презентациями, видео сюжетами. По окончании чтений обсуждается прочитанное, анализируются поступки героев. Дети фантазируют, свои работы оформляют в групповой продукт «Книжка про книжку». И еще, у нас ежегодно издается замечательный журнал «Клуб`ОК», с которым можно познакомиться на нашем сайте.
В течение нескольких лет мы проводим образовательные игры в 5-8 классах, разработанные педагогами лицея на исторической основе. Игры проводятся по параллелям, в 5-6 классах в рамках итоговой аттестации в конце каждой четверти, содержание имеет в основе материал истории, изученный в четверти. В 7-8 классах игры проводятся в течение года в три этапа, в результате выявляется команда-победитель. Игры имеют межпредметный и метапредметный характер, так как в них включены задания по разным предметам, а от детей требуются не только знания, но и различные жизненно важные навыки: лидерские качества, смекалка, умение читать и выполнять правила, умение работать в команде и др. Игры являются мониторинговыми событиями, в ходе них психолого-педагогической группой фиксируются образовательные результаты (метапредметные и личностные), а также у детей есть возможность повысить отметку по какому-либо предмету. Каждый месяц проводятся, также по параллелям, интеллектуальные игры по принципу «Что? Где? Когда?». Это командные игры, одновременно играют до 20 команд. И это тоже мониторинговые события. А в рамках проекта мы даже сыграли в эту игру онлайн с участниками из других школ г. Красноярска и Санкт-Петербурга. Обучающиеся, начиная с 7 класса, вовлечены в проектную деятельность, проекты являются обязательной частью образовательной программы. Среди проектов есть направления, связанные с историей, культурой Красноярского края, театральной деятельностью: «Мой край», «Школа экскурсоводов», «Корзина яблок» и др. В 5-6 классах литературу дети имеют возможность по выбору изучать в мастерской «Литературный эксперимент» через театрализацию программных (и не только) произведений. А русский язык можно изучать в мастерской «Виртуальная газета «КНОПКА», причем продуктом мастерской становятся еженедельные лицейские видеоновости. Мы активно популяризируем художественные произведения, позиционируем нравственные, этические ценности, ценность русского языка чрез социальную сеть «ВКонтакте» в Официальной группе Лицея № 9 «Лидер», вовлекаем обучающихся и родителей в совместную деятельность, связанную с культурой и грамотностью чтения. Через командно-ролевую игру «Плюс 1», которая также находится в социальной сети ВКонтакте.
В рамках проекта мы создали пространство, соединив два кабинета, оформив его материалами и музейными экспозициями об истории г. Красноярска от его основания до наших дней. Оборудовали его современной проекционной техникой, позволяющей демонстрировать видеоматериалы одновременно на трех экранах. Экспонаты для музейных экспозиций собирали вместе с родителями. Силами учителей и учащихся создан фильм об истории г. Красноярска. Сшиты костюмы, которые используются при постановке исторических перфомансов. Учащимися старших классов подготовлены обзорные экскурсии с использованием видео и музейных экспонатов, поставлен ряд перфомансов. Эти экскурсии уже представлены родителям и педагогам из других регионов, которые побывали у нас на Краевом педагогическом марафоне и Форуме старшей школы, и мы получили хорошие отзывы.
Этот кабинет-музей получил имя Алексея Михайловича Клешко, известного красноярского общественного и политического деятеля, мечтавшего о появлении у нас в лицее такого музея о Красноярске. Сформировать у ребенка потребность к чтению, а значит и грамотность чтения, сделать его гражданином своего города без участия семьи невозможно. Любые наши технологии, способы и методы будут бессильными, если мы не будем вовлекать в этот процесс родителей. Образовательный процесс в нашем лицее остается так или иначе закрытым для родителей в силу их занятости на работе в дневное время. Поэтому мы хотим организовать деятельность в нашем новом кабинете-музее в вечернее время и выходные дни. Каждый родитель со своим ребенком хотя бы раз в неделю сможет посетить это удобное, уютное место.
Мероприятия по внедрению / распространению инновации
1. Подготовка тематических экскурсий по кабинету-музею им. Клешко А. М. с использованием видео и перфомансов. Экскурсоводы – учащиеся, начиная с 5 класса.
2. Организация экскурсий по кабинету-музею для учащихся всех классов, начиная с начальной школы, родителей, педагогов из других ОО города, а также гостей из других регионов.
3. Создание виртуальной экскурсии по кабинету-музею на официальном сайте лицея www.liceum9.ru. 4. Проведение семинаров, дискуссионных площадок в рамках краевых и городских конференций, а также стажировок по запросам для педагогов из других ОО по теме «Формирование культуры и грамотности чтения. Гражданская идентичность».
5. Размещение на официальном сайте лицея в разделе «Инновационная деятельность. Проекты» и на сайте конкурсшкол.рф в разделе «Методические сети. Национальная сеть «Поддержка детского и юношеского чтения». Авторская методическая сеть «#Мычитатели», материалов, создающихся в ходе инновационной практики.
Ссылки на электронные ресурсы
Раздел «Проекты» http://www.liceum9.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=47&Itemid=320 «Экскурсия по лицею»
http://liceum9.ru/images/DOCUMENT/%D0%9F%D1%83%D1%82%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%BF%D0%BE_%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B5%D1%8E.pdf
Журнал «Клуб`ОК» (№ 19 2018 г. полностью посвящен инновационной практике) http://www.liceum9.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2895&Itemid=307
Методическая сеть «#Мычитатели» https://xn--j1aaaehfdojs1d.xn--p1ai/methodical-network/id/get/285
Новости про открытие музея об истории Красноярска в Лицее № 9 «Лидер» https://www.youtube.com/watch?v=Jhh_0bVqmp8
http://www.trk7.ru/news/92800.html?utm_source=newslist
http://www.vesti-krasnoyarsk.ru/news/obshestvo/post-15901/
https://vk.com/wall-121269719_28988