Персонифицированный подход к организации и развитию внеурочной деятельности сельских школьников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Тямшанская гимназия Псковского района"
2. Задачи, решаемые посредством внедрения инновации
1) повысить эффективность внеурочной деятельности учащихся;
2) продуктивно осуществлять управление воспитательным процессом;
3) системно строить воспитательную деятельность в образовательных организациях;
4) развивать сетевое взаимодействие с другими образовательными организациями для обмена инновационным опытом.
3. Целевая аудитория
Руководители и педагоги образовательных организаций (заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор воспитательной работы с детьми, воспитатель группы продленного дня, классный руководитель, педагог дополнительного образования).
4. Описание сути инновации
Воспитание нового поколения предполагает разработку новых и модернизацию уже существующих методологических подходов к построению воспитательного взаимодействия педагогов с детьми. Наряду с деятельностным, системным, субъектным, личностно ориентированным подходами должна стать востребованной и такая методологическая ориентация, как персонифицированный подход. Данный подход представляет собой взаимосвязанную совокупность понятий, принципов, приемов и методов, способствующих целостному развитию персоны человека.
Персона – это конкретный человек, ребенок или взрослый, являющийся целостной самоопределяющейся, самоорганизующейся и саморазвивающейся системой, включающей в себя все элементы и свойства (качества) человеческого индивидуума, в том числе и такие важнейшие характеристики, как индивид, личность, индивидуальность, субъект.
Использование персонифицированного подхода в учебно-воспитательном процессе помогает педагогам в поиске ответов на очень важные и сложные вопросы:
1. Как дойти до каждого ребенка?
2. Как воспитывать не абстрактного (среднестатистического), а конкретного ученика?
3. Как развивать не только личность, но и другие важнейшие характеристики (качества) человека?
4. Как сделать реальным процесс саморазвития ребенка?
5. Как в более полной мере обеспечить системную организацию процесса воспитания детей в образовательном учреждении?
Для внедрения персонифицированного подхода в практику организации внеурочной деятельности образовательного учреждения необходимо:
1) изучить основополагающие идеи, теоретические и методические аспекты организации внеурочной деятельности на основе применения персонифицированного и системного подходов;
2) изучить имеющийся в отечественном образовании опыт системной и персонально ориентированной внеурочной деятельности школьников;
3) освоить и апробировать эффективные формы, приемы и методы организации персонифицированной внеурочной деятельности;
4) применять полученные знания и умения в педагогической практике.
Использование персонифицированного подхода содействует обновлению воспитательного процесса, развитию внеурочной деятельности и обеспечивает:
а) смену социоцентрической и авторитарной парадигмы обучения и воспитания школьников на человекоцентрированную и гуманистическую;
б) организацию персонифицированной внеурочной деятельности школьников, исходя из их индивидуальных особенностей, способностей, интересов и потребностей;
в) переход от чрезмерного количества воспитательных мероприятий, носящих формальный характер к организации воспитательных дел – событий в жизни школьников;
г) создание в образовательном учреждении и его структурных подразделениях воспитательных систем; д) разработку персонифицированных систем воспитания детей;
е) реализацию управленческих функций (планирования, организации, анализа и контроля) на основе принципов персонификации и менеджмента воспитания;
ж) построение межсубъектных воспитательных отношений.
5. Мероприятия по внедрению / распространению инновации
1) участие в работе межрегионального исследовательского коллектива «Персонифицированная система воспитания ребенка» по разработке теоретических и технологических основ проектирования, создания и изучения эффективности персонифицированных систем воспитания детей;
2) изучение и осмысление накопленного в гимназии опыта по организации внеурочной деятельности на основе применения персонифицированного и системного подходов;
3) использование возможностей сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями в поиске и апробации новых содержательных и технологических аспектов использования персонифицированного и системного подхода в процессе воспитания детей;
4) проведение обучающих мероприятий для руководящих и педагогических работников образовательных организаций по вопросам применения системного и персонифицированного подходов в воспитательной работе и внеурочной деятельности школьников;
5) составление научно-методических рекомендаций об использовании системного и персонифицированного подходов в реализации программы воспитания и социализации учащихся;
6) мониторинг состояния и результативности процесса воспитания и организации внеурочной деятельности школьников;
7) формирование предложений по совершенствованию сложившейся системы управления качеством образования в организации, по изменению нормативно-правовой и организационно-методической базы дальнейшего развития внеурочной деятельности школьников;
8) обеспечение финансово-материального стимулирования педагогов гимназии, принимающих активное и творческое участие в научно-исследовательской (инновационной) деятельности;
9) проведение вебинара для классных руководителей и заместителей директоров по воспитательной работе Псковской области об опыте использования персонифицированного подхода в образовательном процессе гимназии.
10) проведение в гимназии конкурса методических материалов классных руководителей о внедрении персонифицированного подхода в воспитании обучающихся.
6. Ссылки на электронные ресурсы
https://xn--j1aaaehfdojs1d.xn--p1ai/methodical-network/id/get/245
1) повысить эффективность внеурочной деятельности учащихся;
2) продуктивно осуществлять управление воспитательным процессом;
3) системно строить воспитательную деятельность в образовательных организациях;
4) развивать сетевое взаимодействие с другими образовательными организациями для обмена инновационным опытом.
3. Целевая аудитория
Руководители и педагоги образовательных организаций (заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор воспитательной работы с детьми, воспитатель группы продленного дня, классный руководитель, педагог дополнительного образования).
4. Описание сути инновации
Воспитание нового поколения предполагает разработку новых и модернизацию уже существующих методологических подходов к построению воспитательного взаимодействия педагогов с детьми. Наряду с деятельностным, системным, субъектным, личностно ориентированным подходами должна стать востребованной и такая методологическая ориентация, как персонифицированный подход. Данный подход представляет собой взаимосвязанную совокупность понятий, принципов, приемов и методов, способствующих целостному развитию персоны человека.
Персона – это конкретный человек, ребенок или взрослый, являющийся целостной самоопределяющейся, самоорганизующейся и саморазвивающейся системой, включающей в себя все элементы и свойства (качества) человеческого индивидуума, в том числе и такие важнейшие характеристики, как индивид, личность, индивидуальность, субъект.
Использование персонифицированного подхода в учебно-воспитательном процессе помогает педагогам в поиске ответов на очень важные и сложные вопросы:
1. Как дойти до каждого ребенка?
2. Как воспитывать не абстрактного (среднестатистического), а конкретного ученика?
3. Как развивать не только личность, но и другие важнейшие характеристики (качества) человека?
4. Как сделать реальным процесс саморазвития ребенка?
5. Как в более полной мере обеспечить системную организацию процесса воспитания детей в образовательном учреждении?
Для внедрения персонифицированного подхода в практику организации внеурочной деятельности образовательного учреждения необходимо:
1) изучить основополагающие идеи, теоретические и методические аспекты организации внеурочной деятельности на основе применения персонифицированного и системного подходов;
2) изучить имеющийся в отечественном образовании опыт системной и персонально ориентированной внеурочной деятельности школьников;
3) освоить и апробировать эффективные формы, приемы и методы организации персонифицированной внеурочной деятельности;
4) применять полученные знания и умения в педагогической практике.
Использование персонифицированного подхода содействует обновлению воспитательного процесса, развитию внеурочной деятельности и обеспечивает:
а) смену социоцентрической и авторитарной парадигмы обучения и воспитания школьников на человекоцентрированную и гуманистическую;
б) организацию персонифицированной внеурочной деятельности школьников, исходя из их индивидуальных особенностей, способностей, интересов и потребностей;
в) переход от чрезмерного количества воспитательных мероприятий, носящих формальный характер к организации воспитательных дел – событий в жизни школьников;
г) создание в образовательном учреждении и его структурных подразделениях воспитательных систем; д) разработку персонифицированных систем воспитания детей;
е) реализацию управленческих функций (планирования, организации, анализа и контроля) на основе принципов персонификации и менеджмента воспитания;
ж) построение межсубъектных воспитательных отношений.
5. Мероприятия по внедрению / распространению инновации
1) участие в работе межрегионального исследовательского коллектива «Персонифицированная система воспитания ребенка» по разработке теоретических и технологических основ проектирования, создания и изучения эффективности персонифицированных систем воспитания детей;
2) изучение и осмысление накопленного в гимназии опыта по организации внеурочной деятельности на основе применения персонифицированного и системного подходов;
3) использование возможностей сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями в поиске и апробации новых содержательных и технологических аспектов использования персонифицированного и системного подхода в процессе воспитания детей;
4) проведение обучающих мероприятий для руководящих и педагогических работников образовательных организаций по вопросам применения системного и персонифицированного подходов в воспитательной работе и внеурочной деятельности школьников;
5) составление научно-методических рекомендаций об использовании системного и персонифицированного подходов в реализации программы воспитания и социализации учащихся;
6) мониторинг состояния и результативности процесса воспитания и организации внеурочной деятельности школьников;
7) формирование предложений по совершенствованию сложившейся системы управления качеством образования в организации, по изменению нормативно-правовой и организационно-методической базы дальнейшего развития внеурочной деятельности школьников;
8) обеспечение финансово-материального стимулирования педагогов гимназии, принимающих активное и творческое участие в научно-исследовательской (инновационной) деятельности;
9) проведение вебинара для классных руководителей и заместителей директоров по воспитательной работе Псковской области об опыте использования персонифицированного подхода в образовательном процессе гимназии.
10) проведение в гимназии конкурса методических материалов классных руководителей о внедрении персонифицированного подхода в воспитании обучающихся.
6. Ссылки на электронные ресурсы
https://xn--j1aaaehfdojs1d.xn--p1ai/methodical-network/id/get/245