«Школьный дендрологический парк как средство воспитания экологической культуры»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей с.Долгоруково
1. Название инновации
«Школьный дендрологический парк как средство воспитания экологической культуры»
2. Задачи, решаемые посредством внедрения инновации
Задачи:
• нормативно-правовое и организационно-содержательное обоснование реализации проекта «Школьный дендрологический парк как средство воспитания экологической культуры»;
• привлечение обучающихся к решению актуальных экологических проблем и к практической природоохранной деятельности, формирование экологической культуры населения;
• поддержка социального партнерства с администрацией района при проведении природоохранных мероприятий;
• расширение методической сети образовательных организаций для апробации и обмена опытом в сфере организации практико-ориентированной природоохранной деятельности обучающихся, формирование технологического пакета для активного тиражирования;
• развитие системы повышения уровня профессиональной компетентности персонала (педагогического и административного) через сетевое взаимодействие и дистанционные технологии, расширение возможностей для обобщения и тиражирования педагогического и управленческого опыта.
3. Целевая аудитория
Обучающиеся, педагоги, родители, жители села.
4. Описание сути инновации
Необходимость разработки и внедрения данного проекта объясняется выявленными противоречиями между потребностью общества в выпускнике с высоким уровнем экологической культуры и недостаточным уровнем практической деятельности образовательных организаций по ее формированию у обучающихся.
Указанные противоречия позволили определить цель инновационной деятельности по проекту: создать школьный дендрологический парк для организации практической природоохранной деятельности обучающихся, способствующей формированию экологической культуры. Наиболее эффективный путь к повышению качества экологического образования - увеличение практической природоохранной деятельности обучающихся в учебном и воспитательном процессе образовательной организации. Концептуальная новизна данного инновационного проекта состоит в том, что при всём многообразии имеющихся систем экологического образования, предлагается разработка комплексной системы, в основу которой будет положена практическая экология, что позволит повысить уровень экологической культуры и мотивацию на достижение высоких образовательных результатов через практико-ориентированную, исследовательскую, опытническую деятельность, а также поможет выстроить индивидуальный образовательный маршрут каждого обучающегося.
Данный проект по созданию дендрологического парка на пришкольном участке позволит не только сформировать определенный объем знаний по экологии, но и будет способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе. Опыт показывает, что именно активные практико-ориентированные формы и методы работы могут повысить уровень экологической культуры: экскурсии на природе, работа в оранжерее и на опытных участках, исследовательская и проектная деятельность, сетевое взаимодействие.
Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания обучающихся, очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, районе. Такой материал можно взять из Государственного доклада о состоянии окружающей среды, использовать данные администрации района. А можно такие данные добывать и самим, используя ресурсы школьного дендрологического парка. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Исследовательский характер работы способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.
В дендрологическом парке предполагается создание разнообразных отделов. Каждый отдел можно использовать для проведения уроков, внеурочных занятий, экскурсий (целесообразно проводить экскурсии в одних и тех же местах в разное время года, для того чтобы дети могли заметить сезонные природные изменения), исследовательской и проектной деятельности обучающихся, семинаров, полевых занятий. В ходе полевых занятий создаются условия не только для углубления, но и для конкретизации, применения на практике получаемых на уроках предметных знаний и умений школьников. Причём занятия можно проводить с детьми всех возрастных групп. Возможность проведения занятий и мероприятий не только для учащихся нашей школы, но и школ регионов России, в том числе в дистанционном режиме, тем более в лицее уже имеется опыт организации виртуальных экскурсий.
Реализация проекта позволит: создать условия для повышения качества экологического образования в МБОУ лицей с.Долгоруково и других образовательных организациях, включенных в методическую сеть, профессиональной компетентности и эффективности труда педагогов по формированию экологической культуры; внести вклад в разработку рекомендаций по реализации практико-ориентированной природоохранной деятельности обучающихся, используя ресурсы дендрологического парка, оранжереи, опытного пришкольного участка, школьного двора в массовой практике; повысить компетентность педагогов в вопросах организации опытнической, экспериментальной, проектной и исследовательской деятельности обучающихся; обеспечить широкое тиражирование опыта создания эффективной комплексной практико-ориентированной системы школьного экологического образования; проводить экологическое просвещение, тиражировать опыт ландшафтного дизайна, прививать эстетический вкус, воспитывать трудолюбие, формировать навыки здорового образа жизни; улучшить экологическое состояние прилегающей к школе территории и здоровье населения села.
5. Мероприятия по внедрению / распространению инновации
1). Утверждение плана-графика проведения вебинаров и семинаров для целевых групп из разных субъектов РФ по следующим тематическим направлениям: «Проектно-исследовательская деятельность в дисциплинах естественнонаучного цикла для формирования экологической компетентности и социализации школьников»; «Создание экологических проектов через внеурочную деятельность и систему дополнительного образования»; «Разработка виртуальных экскурсий по экологической тропе и дендрологическому парку»; «Организация опытнической работы в дендрологическом парке и оранжереи».
2). Подготовка и тиражирование программно-методических материалов, предложений по реализации эффективной системы экологического образования практико-ориентированной направленности:
а) технологический пакет «Школьный дендрологический парк как средство воспитания экологической культуры»;
б) методические рекомендации по созданию школьного дендрологического парка;
в) видеоролик «Система экологического воспитания в МБОУ лицей с.Долгоруково», отражающий ход и результаты реализации инновационного проекта, демонстрирующий достижение результатов, запланированных в проекте.
3). Создание открытой авторской методической образовательной федеральной сети по теме «Школьный дендрологический парк как средство воспитания экологической культуры» инновационной тематической направленности для отработки и тиражирования продуктов инновационной деятельности.
6. Ссылки на электронные ресурсы
https://www.конкурсшкол.рф/methodical-network/id/get/411
http://school.oudolgorukovo.ru/content/shkolnyy-dendrologicheskiy-park-kak-sredstvo-vospitaniya-ekologicheskoy-kultury