«ГРАНИ» – инновационная модель высокотехнологичной образовательной среды как средство развития предпринимательских компетенций»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей современных технологий управления № 2» г. Пензы
1. Название инновации
«ГРАНИ» – инновационная модель высокотехнологичной образовательной среды как средство развития предпринимательских компетенций»
2. Задачи, решаемые посредством внедрения инновации
Цель проекта: создание сети 45 образовательных организаций для развития компетенций предпринимательской деятельности обучающихся в рамках инновационной образовательной среды.
Задачи проекта:
- создание сети образовательных организаций (45 образовательных организаций), реализующих инновационные образовательные модели обучения в «пространстве предпринимательского роста» и создание условий для активного взаимодействия субъектов процесса проектирования;
- разработка вариативных моделей социального лифта для школьников, проявивших значительные таланты в предпринимательской деятельности на основе интеграции основного и дополнительного образования;
- расширение доступности информационных ресурсов лицея за счет создания образовательного пространства на базе сайта ДМИП.РФ;
- укрепление материальной базы лицея;
- интеграция в образовательный процесс современных технологий обучения (в том числе смешанного), нацеленных на формирование у школьников компетенций предпринимательской деятельности;
- обновление нормативно-правой базы лицея для реализации инновационной деятельности.
3. Целевая аудитория
Целевые группы проекта:
1) Обучающиеся 1-11-х классов МБОУ «Лицей современных технологий управления №2» г. Пензы;
2) педагогические работники МБОУ «Лицей современных технологий управления №2» и других образовательных организаций г.Пензы, Пензенской области и РФ, для которых проектом предусмотрено повышение профессионального уровня через систему обучающих вебинаров;
3) образовательные организации города Пензы, Пензенской области и Российской Федерации, находящиеся на этапе внедрения предпринимательских компетенций в учебный процесс.
4. Описание сути инновации
На основе программы развития лицея в состав проекта «ГРАНИ» включены проекты:
Проект «Социальный лифт в будущее или Проект карьеры» - проект, позволяющий старшеклассникам осознанно выбрать профессию, моделируя ситуации «взрослой» жизни.
Цель проекта: построение карьерного маршрута школьника (КМШ) как условия успешной социализации.
Задачи проекта: создание алгоритма по проектированию КМШ; формирование личностных и профессиональных компетенций школьника: осмысленность выбора, ответственность за свои поступки, разрушение поведенческих стереотипов, нестандартный подход к решению практических задач, развитие навыков самоорганизации.
Главной особенностью реализации проекта является эффективное сетевое взаимодействие с НИУ ВШЭ и Образовательным проектом Яндекса «Яндекс.Лицей». С 2016 года лицей стал официальным представителем НИУ ВШЭ в Пензенской области, а также площадкой для проведения регионального этапа Конкурса проектных и исследовательских работ школьников «Высший пилотаж – Пенза».
Проект позволяет выстроить каждому обучающемуся циклограмму участия в высоко конкурентных научных мероприятиях, конкурсах и олимпиадах различного уровня, в том числе и тех, которые реализуются на базе лицея: открытый межрегиональный конкурс бизнес-проектов «Бизнес Шаг», открытый региональный конкурс проектных и исследовательских работ школьников «Высший Пилотаж», метапредметная интеллектуальная конкурс-игра «Пять звезд» и др. Так реализуется лицейская программа по работе с одаренными детьми «Одаренные дети – будущее России».
Проект «Цифровая школа». В лицее с 2018 года широко используется цифровая образовательная платформа Мобильное электронное образование. На её базе реализуются различные современные методики преподавания: «Индивидуальная образовательная траектория», «Смешанное обучение». Проект «ГРАНИ» предполагает разработку новых методик, направленных на решение специфических задач предпринимательства. Их трансляцию предполагает образовательная среда ДМИП.РФ. Сайт уже стал платформой для проведения интерактивных интеллектуальных игр, олимпиад и конкурсов в ОО Пензенской области. Расширяя образовательное пространство ДМИП.РФ, внедряем цифровые уроки предпринимательской деятельности, личные кабинеты обучающихся. 20% педагогов владеют технологиями смешанного обучения, чему способствует хорошо оснащенная техническая база лицея: современные кабинеты и лаборатории с интерактивными досками, проекторами, медиаресурсами.
Проект «Медиа-студия «Контакт» в рамках внеурочной деятельности». Основной идеей проекта является создание медиа-пространства, включающего развитие медиа-студии. Её обновленная материальная база позволит учащимся сделать первые шаги к будущему профессиональному выбору предпринимательской направленности в рамках участия в мастер-классах и профи-пробах, а также выполнения проектных работ. В результате будет создан банк методических разработок, интегрирующих содержание общего и дополнительного образования. Примерами таких программ являются «Цифровые технологии и финансовая грамотность», «Мой бизнес» и другие. Проект оснащения медиа-студии «Контакт» представлен в разделе 1.8 «Бюджет проекта».
Проект «Лаборатория индивидуального проекта» предполагает продуктивную исследовательскую деятельность обучающихся лицея, успешность которой будет отслеживаться в их личных кабинетах, предусматривающих создание портфолио. С этой целью разрабатываются метапредметные курсы «Основы предпринимательской деятельности», «Индивидуальный проект», ориентированные на получение учащимися знаний о современных рынках, моделях создания бизнеса, принципах функционирования предпринимательских структур и на развитие у обучающихся предпринимательских компетенций. Будет создан информационно-издательский центр «Глобус», который предоставит обучающимся современные методические и презентационные материалы.
5. Мероприятия по внедрению / распространению инновации
- Внесение корректировки в программу развития образовательной организации (программы инновационной деятельности, основную образовательную программу).
- Разработка и утверждение нормативных локальных актов лицея, регламентирующих и регулирующих реализацию инновационного проекта «ГРАНИ».
- Разработка Положения, регламентирующего сетевое взаимодействие по реализации проекта «ГРАНИ» в методической образовательной сети.
- Расширение методической сети образовательных организаций и заключение договоров о сетевом взаимодействии.
- Модернизация сайта ДМИП.РФ, обеспечивающая всех участников проекта доступность его ресурсов, материалов инновационной деятельности.
- Организация и проведение конкурсных процедур, закупки товаров, работ, услуг в рамках проекта.
- Повышение квалификации сотрудников лицея, занятых в реализации проекта.
- Формирование комплекта продуктов инновационной деятельности в рамках выбранного проекта.
- Создание авторских программ дополнительного образования по направлению «Предпринимательство».
- Проведение вебинаров.
- Приглашение на свои мероприятия и проведение сетевых событий на сайте ДМИП.РФ.
- Реализация совместных мероприятий сети образовательных организаций.
- Набор обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.
- Создание личных кабинетов на сайте ДМИП.РФ.
- Регистрация на сайте конкурсшкол.рф в рамках национальной методической сети.
- Тиражирование продуктов инновационной деятельности. Создание видеоролика о создании, развитии и тиражировании продуктов инновационной деятельности.
- Подготовка отчета о реализации плана-графика с указанием достигнутых результатов/рез. выполнения работ.
6. Ссылки на электронные ресурсы
Сайт КОНКУРСШКОЛ.РФ https://xn--j1aaaehfdojs1d.xn--p1ai/methodical-network/id/get/419
САЙТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЦИИ http://lstu2.ucoz.ru/index/proekt_quot_grani_quot/0-163
САЙТ ДМИП.РФ https://xn--d1ailn.xn--p1ai/?page=project&mode=show&project=138