«Модель формирования предпринимательских компетенций в условиях профильного обучения»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 21»
1. Название инновации:
«Модель формирования предпринимательских компетенций в условиях профильного обучения»
2. Задачи, решаемые посредством внедрения инновации:
ценностно-мотивационного уровня
– формирование положительных ценностей и мотивации к участию в социально-экономической деятельности через взаимодействие с представителями бизнес - сообщества г. Костромы и Костромской области;
– профессиональное самоопределение.
когнитивного уровня
– овладение знаниями и опытом, которые ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности;
– овладение старшеклассниками навыками предпринимательской деятельности.
деятельностного уровня
– выработка способов деятельности, направленных на формирование предпринимательских компетенций;
– организация и обеспечение функционирования деятельностно-ориентированного пространства, через использование ресурсов учреждений дополнительного образования г. Костромы и Костромской области.
3. Целевая аудитория:
учащиеся 10-11 класса МБОУ СОШ 21 г. Костромы
родители учащихся 10-11 класса
педагогический коллектив МБОУ СОШ №21 г. Костромы
руководители школ и их заместители, педагогические работники школ РФ
педагоги учреждений дополнительного образования
4. Описание сути инновации:
Актуальность темы проекта обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики все более возрастает спрос на предприимчивую личность: решительную, инициативную, целеустремленную, ответственную, способную к самостоятельному участию в экономической жизни общества.
В рамках Модели формирования предпринимательских компетенций в условиях профильного обучения предполагается создание школьных бизнес-команд, которые в течение учебного года должны реализовать свои бизнес-идеи. Практический опыт экономико-хозяйственных отношений, которые присущи реальному бизнесу, позволяет старшеклассникам поверить в свои силы, способствует развитию таких предпринимательских компетенций как организаторские качества, целеустремленность, инициативность, умение генерировать идеи и воплощать их в жизнь. Поэтому ведущим средством формирования предпринимательских компетенций в нашем проекте выступает школьное предпринимательство, которое понимается нами как специально-организованная деятельность, имитирующая социальное предпринимательство. Работа в бизнес-командах реализуется в течение 6–7 месяцев, когда ребята создают предпринимательские проекты и воплощают их в жизнь. Каждая школьная компания производит товар или услугу, исходя из собственных возможностей в следующей последовательности: изучение спроса и предложения (маркетинговое исследование), разработка идеи проекта (товара или услуги), выработка рациональной технологии изготовления, организация и налаживание производства, сбыт готовой продукции, распределение прибыли. Именно в ходе реализации школьного предпринимательства выявляется направленность процесса в большей степени на становление таких предпринимательских компетенций как самостоятельность, ответственность, организаторские качества, способность к риску.
Важным звеном, связывающим учебную и внеучебную деятельность нашей модели, являются деловые игры. Для этого планируется участие в программах Костромского государственного университета «Социальное предпринимательство» и «Ты предприниматель». В данных программах предусматривается в процессе участия старшеклассников в деловых играх знакомство с особенностями организации собственного бизнеса, понимания сущности предпринимательской деятельности.
Одним из системообразующих мероприятий являются «деловые завтраки». «Деловой завтрак» - это площадка для дискуссий, где можно и нужно свободно высказывать свое мнение. Приглашая интересных людей, добившихся успеха, не навязывается мнение гостя, а поднимается тема, затрагиваются самые спорные, интересные и противоречивые моменты. Цель данной формы - формирование у старших школьников навыков самообразования - способности мыслить нестандартно и проективно, умения генерировать идеи и эффективно управлять временем. Формат «завтрак» - демократичный, он позволяет присутствовать человеку любого уровня и ранга, который делится своими идеями, возникающими в ходе выступления, рассуждениями и взглядами.
Разработка и апробация Модели формирования предпринимательских компетенций в условиях профильного обучения предполагает создание на базе школы модели сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования. Сетевое взаимодействие образовательных организаций рассматривается нами как вариант интерактивного педагогического взаимодействия.
5. Мероприятия по внедрению/распространению инновации:
• регистрация на сайте www.конкурсшкол.рф в рамках национальной методической сети;
• краткое описание проекта на сайте;
• заключение соглашений о сетевом взаимодействии с организациями партнёрами;
• проведение вебинаров;
• публикация на сайте продуктов инновационной деятельности;
• создание видеоролика о создании, развитии, внедрении, тиражировании продуктов инновационной деятельности;
• организация мастер-классов по бизнес-планированию;
• организация конкурса на лучшую методическую разработку на тему «Бизнес-планирование» среди участников авторской методической сети;
• создание инновационного банка лучших практик по формированию предпринимательских компетенций.