ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ

ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ И СОЗДАНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ

Логин:

Пароль:

«Школьная модель профилактики делинквентного (отклоняющегося) поведения обучающихся на основе реализации медиативного подхода, организации деятельности служб школьной медиации в системе общего образования Красноярского края»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 7" Конвертировать в Word

картинка к новости

1. Название инновации
«Школьная модель профилактики делинквентного (отклоняющегося) поведения обучающихся на основе реализации медиативного подхода, организации деятельности служб школьной медиации в системе общего образования Красноярского края».

2. Задачи, решаемые посредством внедрения инновации
Цели инновационного проекта – создание условий для реализации в системе общего образования эффективной модели практики профилактики делинквентного (отклоняющегося) поведения обучающихся на основе реализации медиативного подхода, организации деятельности служб школьной медиации. Направленность реализации Модели – это создание условий для личностных изменений в поведении учащихся:
- усиление устойчивости к влиянию негативных факторов, снижение напряжения, тревожности, агрессивных тенденций;
- повышение реалистичности самосознания;
- преодоление склонности к делинквентному поведению;
- получение позитивного опыта участия в жизни коллектива;
- развитие ценностно-мотивационной сферы, коррекция самосознания и правосознания;
- развитие способностей и опыта целеполагания, опыт понимания смыслов своих поступков, понимания интересов другого, оснований принятия решений, ценностей понимающего общения, уважения человеческого достоинства.
Перспективой реализации Проекта в рамках государственной программы развития образования в Красноярском крае и Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства в Красноярском крае (п. 15, п.26, п. 27) является развитие в системе общего образования Красноярского края пространства инновационной медиативной практики профилактики делинквентного (отклоняющегося) поведения обучающихся.

3. Целевая аудитория
Инновационный проект реализуется на целевые аудитории:
- не менее 60 % педагогов Гимназии в рамках Проекта примут участие в освоении содержания и методики реализации Модели профилактики делинквентного поведения обучающихся на основе медиативного подхода, метода школьной медиации;
- 30 педагогов общеобразовательных организаций (не менее чем 10-ти школ Красноярского края), участвующих в апробации школьной модели профилактики, в рамках инновационного Проекта повысят квалификацию, освоят новое содержание и методики реализации Модели профилактики делинквентного поведения обучающихся на основе медиативного подхода, метода школьной медиации;
- не менее 70 педагогов и руководителей школ получат опыт участия в общественно-профессиональной экспертной оценке Модели. Попадание в пространство обсуждения идей и практик ценностно-педагогического содержания медиативной модели профилактики мотивирует педагогов к участию в инновации в кооперации с коллегами Профессионального сообщества школьных медиаторов г. Красноярска;
- в мероприятиях Проекта примут участие не менее 150 координаторов служб школьной медиации Красноярского края;
- руководители всех общеобразовательных организаций Красноярского края получат возможность получения разработок Проекта, ресурсы для понимания содержания Модели, определения своего отношения к её использованию.

4. Описание сути инновации
Модель профилактики делинквентного (отклоняющегося) поведения обучающихся на основе реализации медиативного подхода, организации деятельности служб школьной медиации разработана на основе системы принципов: комплексность, единство требований, индивидуальный подход, коллективное начало, деятельностно-рефлексивный подход, коммуникативная компетентность участников; устремленность в будущее без девиантного поведения.
Модель профилактики реализуется в динамичной системе взаимодействия основных субъектов – личности ученика, родительского сообщества, педагогического коллектива и коллективного начала во взаимоотношениях детей. Сквозными элементами динамики субъектов являются основные составляющие социальных компетенций: знания/информация, социальные навыки, деятельность/действия и опыт социальной активности.
1. Развитие коллективного начала во взаимоотношениях детей соответственно представлено в модели основными элементами:
Знания. От представлений к пониманию смыслов медиации, переговоров, буллинга, здорового образа жизни (элективные курсы и др., актуальные методы). Правовое просвещение (дни Права, погружения и т.п.). Гражданский календарь (событийность).
Обучение социальным навыкам. Обучение навыкам эффективной коммуникации, участия в переговорах и процедурах медиации, принятия обоснованных решений в конфликтных ситуациях (форум-театр, анализ кейсов, этапы медиации и т.п.).
Деятельность/действия. Согласование, рефлексия правил класса и норм, правил школьной жизни, обсуждение ценностей отношений (совестливости, доброжелательности, товарищества, ответственности и т.п.). Участие в общественной жизни – коллективное творческое дело.
Опыт социальной активности. Позитивный опыт участия в детских организациях, школьном соуправлении, лидерства и командности, доверия. «Группы равных» в школьных службах медиации. Школьный правовой, переговорный опыт.
2. Развитие ресурсов родительского сообщества:
Информация. Организация бесед для родителей на темы «Профилактика вовлечения несовершеннолетних в криминальную субкультуру», «Профилактика вовлечения несовершеннолетних в группы» склоняющие к агрессивному поведению» и т.п. Памятки для родителей об особенностях поведения несовершеннолетних, на которые необходимо обращать внимание, и дальнейшие действия. Направление семей на консультации в Центр помощи семье и детям, Центр медиации, оказание помощи в профессиональной ориентации и трудоустройстве обучающихся, организации занятости досуга и летнего отдыха.
Обучение социальным навыкам. Тренинги, мастер-классы по навыкам эффективной коммуникации, участия в переговорах
Деятельность/действия. Родительские собрания, конференции и т.п. - обсуждение актуальных вопросов профилактики делинквентного поведения, противодействия распространению криминальной субкультуры, профилактики проявлений экстремизма, деструктивных форм поведения в конфликтах. Участие в разработке предложений к решениям проблем воспитания.
Опыт социальной активности. Родительские клубы, инициативы по участию в воспитательной деятельности. Опыт участия в школьной жизни, в межведомственных профилактических акциях: «Остановим насилие против детей», «Безопасная среда», «Подросток», «Помоги пойти учиться», «Досуг» и др. – обеспечение безопасности детей, защиты их от насилия и жестокого обращения.
3. Развитие ресурсов педагогического коллектива:
Знания/информация, развитие социальных компетенций. Повышение квалификации учителей и специалистов - овладение медиативными методиками, приемами работы с подростками, в т.ч. склонных к делинквентности. Овладение умениями развития ценностно-мотивационной сферы обучающихся (совестливость, доброжелательность, товарищество, ответственность), коррекции самосознания и правосознания подростков, отличающихся склонностью к делинквентному поведению. Способность противодействия школьному буллингу. Деятельность/действия. Формирование безопасного уклада школьной жизни, интеграция метода школьной медиации в образовательное пространство. Развитие школьного правового пространства, организация участия учащихся в создании, согласовании норм и правил школьной жизни в соответствии с возрастными особенностями и возможностями становления правосознания, получении школьного переговорного опыта. Внимание и индивидуальный подход к детям с особенностями в воспитании и психическом развитии. Диагностика проявлений склонности к делинквентности у детей и подростков. Предупреждающие, коррекционные, поддерживающие воздействия психологов и педагогов, направленные на эмоциональную сферу подростков, снижение напряжения, тревожности, агрессивных тенденций, повышение реалистичности самосознания, определении смыслов поступков. Воспитание ответственности, товарищества. Использование медиативного подхода в профилактике делинквентного поведения обучающихся, школьного буллинга. Опыт социальной активности. Позитивный опыт участия в переговорах, применения медиативного подхода, противодействия явлениям буллинга, распространению криминальной субкультуры, проявлений экстремизма, деструктивных форм поведения.
4. Личностные изменения обучающихся:
Знания. Участие в обучающих программах, просветительских мероприятиях детского коллектива. Формулирование вопросов для получения консультаций, советов, информации в трудных ситуациях, в т.ч. конфликтах.
Обучение социальным навыкам. Участие в обучающих программах, просветительских мероприятиях детского коллектива. Использование возможностей для участия в переговорах, в медиативных практиках. Преодоление легкомысленного отношения к нарушению норм права, следования за отрицательным лидером, готовности к криминальному поведению.
Деятельность и опыт социальной активности. Личностные изменения - устойчивость к влиянию негативных факторов, преодоление склонности к делинквентному поведению, участие в жизни коллектива. Снижение напряжения, тревожности, агрессивных тенденций, повышение реалистичности самосознания. Опыт понимания смыслов своей деятельности, оснований принятия решений.
Инновационный характер содержания проекта обусловлен ценностно-смысловым аспектом использования медиативного подхода как альтернативного авторитарно-наказательной практике профилактики. Участники образовательных отношений получают опыт участия в переговорах, культуры ответственного принятия решений, понимания интересов, восстановления отношений в ситуациях споров, конфликтов. Службы школьной медиации должны стать одной из основных опор в обеспечении защиты прав детей, формирования безопасного для становления личности пространства.
Профилактический смысл метода школьной медиации состоит в восстановлении нарушенных прав, отношений, в связи с общественно порицаемым действием, проступком, правонарушением, что содействует повышению эффективности мероприятий иных институтов, занимающихся детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, социально неблагополучными семьями, трудными подростками, несовершеннолетними правонарушителями и т.д. В Стратегии развития воспитания в России до 2025 г. обосновывается необходимость развития инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении воспитательной деятельности. В ФГОС начального, основного и среднего общего образования представлена ясная динамика личностных результатов в сфере конфликтной компетентности, культуры разрешения конфликтов и споров, однако не предлагается описания условий, способов их достижения. Содержанием школьной модели является описание элементов, условий профилактики делинквентного поведения обучающихся через формирование безопасного пространства личностного развития, гуманизации уклада школьной жизни, участия в переговорах, получения опыта доверия, сотрудничества, уважения, ненасилия, как важного направления профилактики буллинга, агрессии, правонарушений со стороны обучающихся.
По итогам реализации проекта главным результатом является разработка, внедрение в систему общего образования Красноярского края позитивных примеров реализации эффективной модели медиативной профилактики делинквентности, характеризующейся такими системными переменами образовательного пространства школы, как: формирование безопасного уклада школьной жизни, развитие коммуникативной компетентности участников образовательных отношений, принятия в школьном сообществе ценностей совестливости, доброжелательности, открытости, товарищества, толерантности.

5. Мероприятия по внедрению / распространению инновации
1. Проведение конкурсного отбора школ для участия в Проекте: 5 школ г. Красноярска, 5 школ муниципальных образований Красноярского края (август-сентябрь 2019 г.).
2. Проведение проектного исследования «Анализ практик профилактики делинквентного (отклоняющегося) поведения обучающихся» на основе данных Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, материалов Гимназии и школ, участвующих в Проекте (сентябрь – октябрь 2019 г.).
3. Разработка основных продуктов Проекта (сентябрь – октябрь 2019):
- учебно-методическое пособие «Школьная модель профилактики делинквентного (отклоняющегося) поведения обучающихся на основе медиативного подхода, организации деятельности служб школьной медиации» (10 п.л.);
- методическая разработка «Уклад школьной жизни как ресурс профилактики делинквентного (отклоняющегося) поведения обучающихся» (1,5 п.л.);
- программа повышения квалификации работников образования и социальной сферы «Школьная модель профилактики делинквентного (отклоняющегося) поведения обучающихся на основе реализации медиативного подхода, организации деятельности служб школьной медиации» (16, 48 и 72 часа);
- методические рекомендации «Школьная модель профилактики делинквентного (отклоняющегося) поведения обучающихся на основе медиативного подхода, организации деятельности служб школьной медиации» (2 п.л.).
4. Организация проведения общественно-профессиональной экспертной оценки содержания разработанной Модели и соответствующего методического комплекса материалов (ноябрь 2019г.).
5. Организация апробации Модели в пяти школах города Красноярска и пяти школах малых городов и сельских поселений Красноярского края. Организация повышения квалификации педагогов Гимназии и команд школ-участников инновационного проекта (ноябрь - декабрь 2019г.)
6. Тиражирование продуктов инновационной деятельности, представление результатов разработки, общественно-профессиональной экспертной оценки, апробации Модели на площадках научных, научно-практических конференций и методических мероприятий муниципального и регионального уровней:
- Вебинары по Проекту для целевых групп (см. график),
- Сибирский образовательный форум (г. Красноярск, 23.08.2019г.),
- Августовские педагогические советы Красноярского края, г. Красноярска (2019),
- Конференция Профессионального сообщества школьных медиаторов г. Красноярска (11.10.2019 г.),
- Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы внедрения института медиации в образовательное пространство» (22.10.2019г.),
- I Международная конференция «Медиация в образовании: поликультурный контекст», Институт педагогики, психологии и социологии СФУ (25.10.2019г., г. Красноярск),
- IV общественно-педагогическая конференция «Духовно-нравственное развитие личности в условиях введения ФГОС» (31..10.2019г., г. Красноярск),
- XI научно-практическая конференция «Гражданское образование в информационный век» (декабрь 2019г. г. Красноярск).
7. Организация проведения 4-х вебинаров по проекту:
29.10.2019 – «Общественно-профессиональная экспертиза школьной модели профилактики делинквентного (отклоняющегося) поведения обучающихся», региональный вебинар, целевая группа: социальные педагоги, кураторы служб школьной медиации, заместители директоров школ по воспитательной работе Красноярского края.
15.11.2019 – «Апробация школьной модели профилактики делинквентного (отклоняющегося) поведения обучающихся в школах-базовых площадках проекта», Вебинар школьных команд, апробирующих методические материалы Проекта.
26.11.2019 – «Представление первых результатов по реализации инновационного проекта», региональный вебинар для руководителей общеобразовательных организаций.
29.11.2019 – «Профессиональная экспертиза первых результатов по реализации инновационного проекта», Межрегиональный вебинар по обсуждению основных итоговых материалов, содержания инновационному Проекта.
8. Создание условий для развития создаваемой в рамках Проекта авторской методической сети.
Партнеры Гимназии № 7 г. Красноярска по реализации Проекта:
- Министерство образования Красноярского края,
- Главное управление образования администрации г. Красноярска,
- Отдел Правительства Красноярского края по обеспечению деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,
- Сибирский федеральный университет - Институт педагогики, психологии и социологии и Юридический институт,
- Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева,
- Профессиональное сообщество школьных медиаторов г. Красноярска,
- АНО ДПО «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры»,
- АНО ДПО «Институт образования взрослых»,
- Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования.

6. Ссылки на электронные ресурсы
https://www.конкурсшкол.рф/methodical-network/id/get/379

Количество голосов: 0

11-09-2012 14:04Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бобровская средняя общеобразовательная школа № 2 МБОУ Бобровская СОШ №2komm 2