Потенциал школьного инженерного аэрокосмического образования в профориентационном определении школьников.
Будущая профессиональная элита нашей страны сегодня учится в школе. Поэтому чрезвычайно важно создать все условия для того, чтобы подрастающее поколение россиян осознанно и заинтересованно подходило к вопросу выбора будущей профессии, ставя во главе свои интересы, и запросы государства и общества. В настоящее время основой для технологической и экономической независимости России является создание инновационной высокотехнологичной экономики, способной обеспечить конкурентоспособность Российской Федерации и сформировать собственную мощную производственную базу. Одним из ключевых факторов достижения этой цели является качество подготовки инженерных кадров. Инженерно-технические разработки российских и советских инженеров составляют существенную часть мировых научно-технических и технологических достижений.
Профессия «инженер» в России на протяжении столетий имела высокий социальный статус. Однако в конце XX–начале XXI в., в так называемые «лихие девяностые» и «двухтысячные нулевые», рейтинг привлекательности инженерно-технических специальностей для соискателей ощутимо снизился в плане общественного престижа и материального достатка.
В двухтысячные было модно учиться на юристов и экономистов, все считали эти профессии лучшими. Родители брали кредиты и платили каждый семестр огромные суммы. Из-за этого многие вузы стали готовить студентов по непрофильным специальностям и сомнительным программам.
Из-за низкого качества обучения и превышения предложения над спросом выпускникам пришлось переучиваться и искать другую работу. Одни осваивали рабочие специальности, другие шли в сферу услуг.
К сожалению, и в наше время, имеется существенное различие между специализациями, которые выбирают выпускники школ, и профессиями, которые нужны работодателям. По мнению 85% абитуриентов перспективные профессии связаны с экономикой, менеджментом, юриспруденций и работой переводчиком. Но в данном случае происходит огромное заблуждение. Эти специальности наиболее доходны и престижны, но это не перспективные профессии будущего. Работодатели же, отмечают перепроизводство в этих отраслях. Им сейчас требуются специалисты, способные работать в энергетической, газовой и нефтепромышленной сферах, в машиностроении.
-Профессии, связанные с робототехникой и машиностроением
-Профессии, связанные с Космосом, авиацией
-Профессии, связанные с новыми материалами и нанотехнологиями
- Профессии, связанные с промышленностью
В большинстве случаев, на выбор профессии влияют амбиции родителей. Они считают, что именно дипломы экономиста и юриста – счастливые билеты в жизнь. Но в этом случае, по прогнозам министерства труда России, 40% выпускников не смогут найти работу, а 30% устроятся не по специальности.
Перспективные профессии в России требуют совершенно другого образования.
В выпускниках технических ВУЗов – инженерах, мастерах , технологах – предприятия уже сейчас испытывают недостаток. Поэтому, если у абитуриента есть способности к работе с техникой и электроникой, не задумываясь можно поступать на технические специальности, для поступления в которые необходима сдача следующих экзаменов: профильная математика, физика, информатика.
Трудовые ресурсы и востребованность профессий в России начали перераспределяться в сторону промышленности, поэтому профессия инженера наиболее востребована.
Очевидно, что такие изменения потребуют увеличения объёма бюджетных мест на соответствующих специальностях в вузах. Это происходит за счет снижения бюджетного приёма на таких направлениях, как экономика, юриспруденция и менеджмент.
Вспомним, что было актуально в 2017-м
В сентябре прошедшего года Минтруд назвал инженеров самыми востребованными специалистами на рынке труда.
Социальный рейтинг инженерных профессий вновь растет благодаря ряду предпринятых государством серьезных экономических и организационно-правовых мер. В стране запускаются крупные индустриальные и производственные проекты, в рамках которых инженерам по-настоящему интересно, амбициозно и выгодно работать. Меняются реалии инженерной деятельности, растут требования к представителям этой профессии, появляются огромные возможности для технического творчества и воплощения инженерных решений. Сегодня инженер –это профессионал высочайшего класса, который не только конструирует высокотехнологичное оборудование и обеспечивает его работу, но, по сути, формирует саму окружающую действительность, о чем свидетельствует появление таких направлений, как биогенная, клеточная, социальная инженерия, нанотехнологии.
Заглянем в будущее: что нас ждет после 2020-го
Заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов, приводя прогнозы отраслевых министерств и объединений работодателей на парламентских слушаниях в Госдуме, сообщил:
– В перспективе до 2020 года отраслевые министерства и объединения работодателей с учетом мнений субъектов Российской Федерации прогнозируют возрастающую потребность таких направлений обучения как педагогическое, в области здравоохранения, инженерной подготовки в сфере IT-технологий, ядерной энергетики, авиационной, ракетно-космической техники, технологии кораблестроения.
Эксперты сошлись во мнении, что такой спрос является сигналом того, что в стране начинает меняться экономическая модель развития. Теперь она ориентирована преимущественно на промышленно-технологическое развитие.
Получает новый импульс отечественное инженерно-техническое образование.
Созданы национальные исследовательские университеты, ориентированные на подготовку современных технических кадров, в том числе по таким критически важным направлениям, как авиационная, атомная, ракетно-космическая, автомобильная промышленность, металлургия, энергетическое машиностроение. Инженерно-технические направления подготовки пользуются большим спросом у абитуриентов. На рынке труда на первом месте по востребованности у работодателей стоит профессия инженера.
Выпускники МАОУ «СОШ №31»2018 года:
Социально-экономический профиль - 35% на бюджетную форму обучения.
Физико-математический профиль - 65%
Общее количество учащихся- 51.
Поступивших на бюджет 30 человек.
Поступивших на коммерцию 21 человек. 16 из них учатся на гуманитарных специальностях, экономисты, лингвисты, юристы, педагогика.
Более 40% выпускников являются высокобальниками, 90% из них поступают в технические ВУЗы авиационный, нефтяной и т.д. Стоит отметить что учащиеся нашей школы ежегодно поступают в высшие учебные заведения Министерства Обороны РФ, сдавая ЕГЭ по профильной математике, физике, информатике: военная академия радиационной, химической и биологической защиты, Военно-космическая академии имени А.Ф.Можайского, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков, Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков.
При выборе профессии нужно принимать взвешенное решение с учетом прогнозов, состояния рынка и, конечно, своих способностей.
Таким образом, ранняя профориентационная работа со школьниками позволяет выявлять наиболее талантливых и перспективных претендентов на инженерно-технические профессии, соответствующие приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России
Можно констатировать, что понимание необходимости начала воспитания будущих инженеров уже со школы охватывает все больше сторонников и становится практически необратимым. Наша школа начала перенимать этот опыт. Таким образом, мы становимся свидетелями тренда на понижение возрастного барьера вхождения в область инженерии.
И для этого в настоящий момент складываются хорошие предпосылки: учащиеся и их родители, видя высокую и неформальную активность по возрождению престижности инженерной профессии, становятся сильно мотивированными и демонстрируют отчетливый отклик на этот сигнал.
Предложил:Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №31" городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Комментарии