ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ

ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ И СОЗДАНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ

Логин:

Пароль:

Прямая связь

Написать

Внедрение ранней профилизации

В рамках профильного обучения ранняя профилизация особенно актуальна.
Актуальность проблемы, которую мы сегодня обсуждаем, не вызывает сомнений. Об этом неоднократно говорил президент страны В.В. Путин.
«Мы ведем совместную многогранную работу: подготовка профессиональных кадров, особенно в сфере производства один из ключевых элементов роста. России нужны высококвалифицированные кадры. Мы обеспечим целый набор мер совместных действий, в том числе организацию производственной практики и введение ранней профориентации в школах».
Цель ранней профилизации :
- формирование социальной и технологической компетенций у обучающихся начальной школы;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками;
- овладение знаниями о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальными представлениями о мире профессий.
Важной задачей ранней профилизации является формирование общеучебных (или метапредметных) интеллектуальных умений: наблюдение, слушание, чтение, классификация, обобщение, самопроверка, самоконтроль, самооценка, рефлексия.
Основным элементом непрерывного профориентационного сопровождения младших школьников является пропедевтика предпрофильной подготовки через внеурочную деятельность. Особенность которой заключатся в том, что учащиеся начальных классов впервые получают возможность выбора курсов внеурочной деятельности, расширяющих образовательное пространство предметных областей. Это позволяет учителям учитывать индивидуальность каждого ребёнка, развивать креативность, навыки практической деятельности.
В нашей школе реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса и представляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Содержание занятий осуществляется посредством различных форм организации, таких как спортивные секции, экскурсии, викторины, соревнования, конкурсы, акции и другие.
В рамках реализации инновационного проекта появились новые курсы внеурочной деятельности начального общего образования – это «Математика и конструирование», «Моделирование из бумаги», «Основы информационной культуры будущего инженера», «Игра, логика, знания», «Инфознайка. Безопасность в сети Интернет», «Моя Вселенная». На этих курсах внеурочной деятельности учащимся предоставляется возможность осознанно дифференцировать свои интересы и исследовать свои способности. Игровая мотивация, которая преобладает на занятиях, перерастает в учебную.
Важным вкладом ранней профилизации детей в начальной школе является работа педагогического коллектива, а именно интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе: «Математика» и «Моделирование из бумаги» в 1 классах, Математика» и «Игра, логика, знания» в 1-4 классах, «Математика» и «Математика и конструирование» в 3 классах, «Математика» и «Основы информационной культуры будущего инженера» в 4 классах; «Окружающий мир» и «Земля-наш общий дом» в 3 классах, «Окружающий мир» и «Моя Вселенная» в 4 классах.
Немаловажной задачей ранней профилизации в начальной школе является ориентация ученика на задания, которые побуждают его самостоятельно добывать знания, быть исследователем. Решению данной задачи способствует проектно-исследовательская деятельность младших школьников. В школе успешно работает научное общество учащихся начальных классов «Мудрый совенок ЧИППИ». Члены НОУ «Мудрый Совенок ЧИППИ» принимают активное участие и занимают призовые места в научно-практических конференциях различного уровня:
 в Российской научно-практической конференции «Ломоносовские чтения»;
 в региональном туре научно-практической конференции младших школьников «Я – исследователь»;
 в Республиканском конкурсе исследовательских работ «Первые шаги в науку», научно - практической конференции «Старт в науку», «Шаг в будущее»;
 в городской научно - практической конференции научного общества учащихся «ЛИК», в НПК «Башкортостан- колыбель дружбы», «Шанс», «АРТ-СТАРТ», «Юные исследователи окружающей среды», в открытом городском конкурсе информационных технологий «Пятый элемент», на городском Фестивале наук «Пространства начал…», посвященный ученому-математику, деятелю университетского образования и народного просвещения Н.И. Лобачевскому.
Ежегодно, согласно нормативного локального акта «Положение о Конференции по защите проектов учащихся школы МАОУ «СОШ №31» г. Стерлитамак РБ, обучающихся по Федеральным государственным образовательным стандартам» в апреле проводится Конференция по защите проектов, где учащиеся 4 классов защищают свои проекты. Тематика проектов различная: от предметных до социальных.
Особую роль в выборе школьниками профильных, а впоследствии и профессиональных предпочтений играет и дополнительное образование. Так 40-50% учащихся начальной школы помимо школьных курсов внеурочной деятельности посещают учреждения дополнительного образования. Это - художественная школа, спортивная школа, музыкальная школа, Центр детского (юношеского) технического творчества, Творческая мастерская «Детский телеканал», Детский экологический центр, Дворец пионеров и школьников имени А.П. Гайдара и др.
Можно сделать вывод: в распоряжении учителя начальных классов имеется широкий арсенал педагогических подходов, технологий, методов, средств, форм, а с введением ФГОС НОО ещё и организационных и материальных возможностей для осуществления ранней профилизации учащихся. Несмотря на то, что период ранней профилизации в начальной школе является подготовительным этапом в профильном обучении, он очень важен для школьников. От того, как начнёт формироваться новый для младших школьников теоретический тип мышления, как будут сформированы такие личностные качества, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности, а также ответственность за полученные результаты, желание и умение учиться, зависит в дальнейшем решение задач по выбору будущей профессии.

Загрузить материалы: Мазгарова И.А..ppt

Предложил:Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №31" городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

Количество голосов: 110 Голосовать

Комментарии

Полезно