ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ

ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ И СОЗДАНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ

Логин:

Пароль:

Прямая связь

Написать

Роль классного руководителя и учителя - предметника в воспитании ответственного отношения к самоопределению и самореализации. Профессиональная ориентация, подготовка к ответственному выбору будущей образовательной траектории, профессии инженера

К сожалению, профессиональное самоопределение молодёжи часто происходит стихийно. И ответственность за эту стихийность несёт в том числе и школа.
Классный руководитель, задумавшийся над этим вопросом, должен прежде всего для себя определить, что же мы понимаем под профессиональной ориентацией. Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на оказание помощи школьнику в выборе профессии с учётом его интересов, склонностей, способностей и по-требностей государства в профессиях.
Именно классный руководитель больше всех в школе знает о своём воспитаннике. Классный руководитель, сотрудничая с учителями-предметниками, получает информацию об интересе к предмету, знает, кто из ребят любит растения и животных, кто читает технические журналы, кто с удовольствием работает на уроках технологии. Классный руководитель может судить, как долго сохраняется тот или иной интерес, устойчивый он или поверхностный. Одна из задач классного руководителя – выявлять и поддерживать интерес к различным учебным предметам, побуждать к самостоятельной работе по изучению интересующей сферы деятельности, вовлекать детей в различные виды внеучебной общественно-полезной деятельности.
Можно выделить следующие мероприятия, которые должны использоваться ком-плексно и на протяжении длительного времени в работе классного руководителя:
1) Профессиональное просвещение школьников с целью расширения общего кругозора. Оно предполагает знакомство учащихся с миром профессий, с основным правилом вы-бора профессии («хочу, могу, надо»), с требованиями, которые предъявляет профессия к человеку. Главная задача профинформации – воспитание любви к любому виду трудо-вой деятельности, знакомство с потребностями народного хозяйства страны в целом и конкретного региона в частности в специалистах на современном этапе и на бли-жайшую перспективу. Она также должна поднимать престиж востребованных на рынке труда профессий. Когда начинать эту работу? А начинать можно с 1 класса, постепенно расширяя и усложняя круг сведений. Вот небольшой перечень классных часов и бесед, проведенных в нашем классе: “Мои жизненные планы”, “Профессии наши родных”, “В мире профессий”, “На кого пойти учиться”, “Все профессии важны - все профессии нужны”, “Поговори со мною…”, “Профессиональный рост или карьера». В 8-9 классах проводили классные часы в рамках Всероссийского проекта «Проектория». В работе мы часто истпользуем «Атлас новых профессий». Ребятам очень интересно размышлять о профессиях будущего, примерять их к себе. Так, их очень заинтересовали возможности использования в сфере авиации разнообразных летных средств. Во-первых, станут более доступными пилотируемые гражданские малые воздушные суда – самолеты и вертолеты. В ближайшие 10–15 лет вероятно появление летательных аппаратов, по стоимости сопоставимых с автомобилем Во-вторых, будет активно развиваться беспилотная авиация Внутри городов беспилотные летательные аппараты будут применяться для доставки грузов, при строительстве, для контроля за движением и безопасностью и т п. В-третьих, весьма вероятно ожидать возрождения воздухоплавания – дирижаблей на новой технологической основе, применяемых в труднодоступных районах. Все эти грядущие изменения будут способствовать рождению новых профессий. Например,
• Проектировщик интерфейсов беспилотной авиации (специалист по разработке интерфейсов и программных технологических пакетов для управления беспилотными летательными аппаратами, отвечает за программирование и работу систем обеспечения, навигации и безопасности беспилотных летательных ап-паратов),
• Аналитик эксплуатационных данных (специалист, занимающийся обработкой дан-ных и подготовкой экспертных заключений на основе мониторинга состояния летательного аппарата и околополетного пространства);
• Инженер производства малой авиации (занимается проектированием и моделиро-ванием дешевых летательных аппаратов малой гражданской авиации различной сложности)
2) Профессиография, т.е. изучение требований, предъявляемых различными специально-стями к личным качествам работника. При передаче накопленных знаний школьникам, у тех появляются знания и навыки определения необходимости и востребованности специальности, перспективы карьерного роста, личностного развития, должностных обязанностях. Мы приглашали на классные часы людей различных профессий, которые рассказывали о своей деятельности, требованиях, предъявляемым к данной профессии. Также посещали Дни открытых дверей в различных учебных заведениях города (БГУ, Многопрофильный колледж…), посетили «Ярмарку профессий» в ГДК, где учащиеся не только познакомились с представителями различных учебных заведений и узнали об условиях приема, но и прошли диагностику на профопределение в передвижных пунк-тах городской службы Занятости населения. В июле 2018 года был сформирован второй профильный аэрокосмический класс технологического профиля. В этот класс были за-числены дети, целенаправленно стремящиеся связать свою жизнь с инженерными про-фессиями. Мы дружим с нашим «авиапапой» - летчиком-волонтером Мащенко Дмитрием Ивановичем. Он приходит к нам на классные часы, рассказывает о своей профессии. В начале октября состоялось их торжественное посвящение в учащиеся аэрокосмического класса, где присутствовал и их «авиапапа» Дмитрий Иванович Мащенко, который поздравил ребят и дал им напутствие. В августе 2018 года учащиеся класса побывали с экскурсией на аэродроме малой авиации «Первушино», где стали участниками 13 Всероссийского слета любителей авиации « Открытое небо». В сентябре 2018 года класса была организована поездка на Фестиваль науки УГАТУ в г. Уфа, где для учащихся класса были проведены тематические экскурсии в лаборатории и научные центры университета, лекторий по аэрокосмичекой и инженерной тематике, посещение Музея УГАТУ.
3) Воспитание желания трудиться и выбирать наиболее необходимые обществу профессии с учётом индивидуальных характеристик путём профессиональной пропаганды. Овла-дение новыми профессиями потребует от ребят и наличия определенного багажа зна-ний. Как учитель-предметник, я стараюсь на уроках математики устанавливать меж-предметные связи между математикой и физикой (решение практических задач физиче-ского содержания), математикой и астрономией (построение созвездий на координатной плоскости с помощью решения систем рациональных уравнений) и другими предметами. Учащиеся класса неоднократно становились победителями и призерами различных олимпиад и конференций. Так, в 2017-2018 году учащиеся класса принимали участие в олимпиаде по истории авиации и воздухоплавания им. А. Ф. Можайского и стали победителями и призерами муниципального и республиканского этапов. Наградой послужила путевка в Международную аэрокосмическую школу, откуда дети вернулись полными новых знаний и впечатлений
4) Развитие и улучшения индивидуальных качеств школьника (желание трудится, ответ-ственность, чувство гордости за выбранную профессию, чувство долга перед окружаю-щими и т.д.). Учащиеся класса посещают курсы внеурочной деятельности «Космические технологии», «Музейное дело. Герои космоса и авиации», а также занятия кружков Центра детского (юношеского) технического творчества.
5) Определение профпригодности для возможного прогнозирования овладевания старшеклассником различных профессий. Проводятся различные диагностики как психологом школы, так и классным руководителем. Например, в ноябре 2018 года было проведено профтестирование в рамках участия в акции «Всероссийская профдиагностика-2018», которая включена в программу ранней профориентации «Zасобой».
Важно понимать, что выбор, который подросток делает сейчас, может быть не-окончателен. Никто не знает как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуа-ция на рынке труда, какие профессии будут востребованы. Так или иначе многие из нас на протяжении жизни меняют профессию, а кто-то остается верен выбранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Ни тот, ни дру-гой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пути пойдут наши дети.
Но главное, что тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их ны-нешние интересы и потребности. И как бы они не стремились к самостоятельности, - важным является поддержка со стороны взрослого. Для них важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы они путь не выбрали. Это ощущение придает уве-ренности в собственных силах и побуждает к достижениям.

Загрузить материалы: Карпова Е.П..ppt

Предложил:Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №31" городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

Количество голосов: 107 Голосовать

Комментарии

Полезно