ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ

ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ И СОЗДАНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ

Логин:

Пароль:

Прямая связь

Написать

Паспорт инноваций школы

При разработке миссии школы, Программы развития и ООП ООО были отмечены следующие противоречия, требующие пристального педагогического внимания и разрешения в ходе реализации образовательных программ:
- между сформированным универсумом культуры, в том числе универсумом образования, и частно-предметной практикой средней школы, препятствующей формированию целостной картины мира у учащихся;
- между ориентированием учащихся в ходе учебной деятельности на личные достижения, собственный результат и коллаборативным (коворкинговым) характером взаимодействия в реальной жизни;
- между потребностями юношеского возраста и актуальной необходимостью раннего профессионального самоопределения.
Данные противоречия обусловили цель нашего проекта: создание системы межпредметной подготовки учащихся «Математик-исследователь», содействующей формированию целостной картины мира, раннему профессиональному самоопределению и обобщению опыта сотрудничества (коворкинга) у учащихся средней школы.
Задачи:
А) Сформировать базу локальных актов школы для реализации системной инновационной деятельности;
Б) Сформировать предложения по совершенствованию содержания образования, внедрению актуальной педагогической практики в рамках направления «Инновации в школьном естественно-научном и инженерно-математическом образовании»;
В) Разработать и реализовать проект естественно-научного образовательного центра «БИОМИМЕТИКА» во взаимодействии с региональным образовательным центром «Кванториум», учреждениями высшего образования ФБГОУ ВО «ТюмГМУ», ФБГОУ ВО «ТИУ», ФБГОУ ВО «ТюмГУ», ФБГОУ ВО «УрФУ», учреждениями науки и производства ООО «Нейроботикс», ООО «Газпром геологоразведка», ФГБУ «Федеральный центр нейрохирургии», в том числе разработать, организовать и реализовать инновационную форму научно-учебно-исследовательского взаимодействия учащихся – синергеон «БИОМИМЕТИКА» с участием представителей 7 федеральных округов РФ (Дальневосточного, Сибирского, Уральского, Приволжского, Южного, Центрального, Северо-Западного) с возможностью продолжения реализации этой практики в дальнейшем;
Г) Разработать и реализовать проект сетевого взаимодействия с учреждениями высшего образования ФБГОУ ВО «ТюмГМУ», ФБГОУ ВО «ТИУ», ФБГОУ ВО «ТюмГУ», ФБГОУ ВО «УрФУ», в том числе организацию стажировочной площадки на базе ГАОУ ТО «ФМШ», направленный на формирование у педагогов компетенций в области реализации инновационных подходов в естественно-научном и инженерно-математическом образовании.
Реализация указанных задач позволит приобрести опыт инновационной деятельности, позволяющий учащимся приобрести компетенции в области технологий сотрудничества (коворкинга), своевременно профессионально сориентироваться в широком поле профессиональных возможностей, предоставляемых современным обществом, сформировать целостную картину мира.
ГАОУ ТО «ФМШ» для реализации настоящего проекта избрана инновационная форма сотрудничества – синергеон, объединяющая преимущества традиционных форм взаимодействия учащихся при реализации учебно-исследовательских проектов (конференции, форума, хакатона, инженерных соревнований, выставки, олимпиады) и не имеющая их недостатков. Тема синергеона также выбрана с учетом ее высокой аттрактивности: биомиметика представляет собой подход к созданию технологических устройств, при котором идея и основные элементы устройства заимствуются из живой природы, следовательно, при решении инженерно-проектировочных задач членам команды (учащимся средней школы) необходимо будет владеть в равной степени математическими, конструкторскими, технологическими (в том числе 3D- и нейро-) компетенциями, содержанием образования биологии, химии, охраны интеллектуальной собственности, патентного дела. Вместе с тем, подбор заданий с учетом требований реального производства позволит не только провести обучение и организовать само- и взаимообучение учащихся, но и реализовать коммерчески значимые проекты, создать объекты интеллектуальной собственности, в использовании которых заинтересованы промышленные предприятия.
Для подготовки учащихся к взаимодействию в реально действующих инженерно-проектировочных командах требуется переосмысление содержания образования и педагогических технологий: в ГАОУ ТО «ФМШ», в частности, реализуется нелинейное расписание, позволяющее учащимся из разных классов в ходе учебного процесса объединять свои усилия при создании проекта; в рамках курсов внеурочной деятельности преподаются робототехника, биоинженерия, 3D-моделирование, работа с нанообъектами на наноэдьюкаторе. Данный опыт является важным при внедрении программы «Математик-исследователь» в сети партнерских школ из других субъектов РФ, с которыми ГАОУ ТО «ФМШ» в рамках реализации настоящего проекта планирует установить партнерские отношения.
Состав работ в рамках реализации проекта включает в себя формирование в образовательной организации нормативных правовых и организационно-методических условий системной инновационной деятельности; в ГАОУ ТО «ФМШ» в целом сформирована нормативно-правовая база и созданы организационно-методические условия системной инновационной деятельности, в частности, имеются локальные нормативные акты, наличие которых обязательно для функционирования образовательной организации. Создан специальный локальный акт «Положение об инновационной деятельности» и сопутствующие документы, в частности, диагностическая карта для педагога, оценивающая его готовность к инновационной деятельности и анализирующая имеющиеся предметные и технологические дефициты.
Сформированы предложения (в том числе, по внесению необходимых изменений в условия реализации основных общеобразовательных программ) по совершенствованию в образовательной организации содержания и технологий обучения и воспитания в рамках направления «Инновации в школьном естественно-научном и инженерно-математическом образовании»:
- внедрение в практику школ нелинейного расписания с возможностью объединения курсов внеурочной деятельности и предметов учебного плана;
- внедрение в практику деятельности школ курса внеурочной деятельности «Метапредметный эксперимент»;
- широкое внедрение в опыт деятельности школ интенсивных учебных модулей с привлечением ведущих специалистов науки, искусства.
В ГАОУ ТО «ФМШ» сформирована система условий реализации ООП: кадровые, финансово-экономические, материально-технические, психолого-педагогические, информационно-методические. Для реализации комплекса мероприятий потребовалось изменение состава кадровых и материально-технических условий, в частности, от учителей потребовалось существенное расширение компетенций в области организации сотрудничества (коворкинга) учащихся, а также организации межпредметного взаимодействия. Для этого с педагогами ГАОУ ТО «ФМШ» были проведены курсы повышения квалификации на базе ГАОУ ТО ДПО «ТОГИРРО» по теме «Методика преподавания по межпредметным технологиям в реализации метапредметных образовательных программ» (16 часов). Также учителям необходимо понимание реалий сегодняшнего дня, расширение общего кругозора, содействие росту их общей культуры. В области обеспечения материально-технических условий требуется наличие минимальной инженерно-проектировочной базы, наличие которой необходимо для работы нескольких инженерно-проектировочных разновозрастных групп учащихся, включающих в себя детей со сформированными математическими, конструкторскими, технологическими (в том числе 3D- и нейро-) компетенциями, а также владеющими содержанием образования по биологии, химии, охране интеллектуальной собственности, патентному делу (одной или несколькими одновременно). Данные условия в школе созданы в полном объеме, что подтверждается успешной реализацией синергеонов.
ГАОУ ТО «ФМШ» подготовлены предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы (локальных актов), регламентирующих и регулирующих функционирование усовершенствованных содержания и технологий обучения и воспитания в рамках направления «Инновации в школьном естественно-научном и инженерно-математическом образовании»: разработаны и внедрены «Положение о творческой группе педагогов», «Положение о сетевом взаимодействии», «Положение о наставничестве», «Положение о стажировках», «Положение о мастер-классе», «Положение об инновационной деятельности» и сопутствующие документы.
В рамках реализации проекта ГАОУ ТО «ФМШ» создан естественно - научный образовательный центр «БИОМИМЕТИКА» во взаимодействии с учреждениями высшего ФБГОУ ВО «ТИУ», ФБГОУ ВО «ТюмГУ», ФБГОУ ВО «ТГИиК».
Программа инновационной деятельности по мероприятию «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов» предусматривает создание сети партнеров в 7 Федеральных округах: Дальневосточном, Центральном, Северо-Западном, Сибирском, Уральском, Приволжском, Южном.
Создан интернет-портал «БИОМИМЕТИКА» https://fmschool72.ru/lp/biomimetics для оперативного взаимодействия участников проекта; предусмотрена поддержка академической мобильности учащихся из сети образовательных организаций, в том числе обмен, стажировки учащихся и педагогов; проведение интенсивных учебных модулей для учащихся по вопросам современной науки и технологии с привлечением преподавателей вузов; внедрение сетевого нелинейного расписания для высокомотивированных учащихся.
Целевые группы проекта:
обучающиеся 5 - 9, 10 - 11 классов, имеющие стремление к саморазвитию в какой-либо предметной области, проявившие себя в индивидуальных и командных конкурсах проектов, заинтересованные в продвижении идей конструкторского и проектно-технологического характера;
педагоги образовательных организаций вне зависимости от предметной специализации;
административно-управленческий и учебно-вспомогательный персонал средних школ;
родители обучающихся, содействующие самореализации своих детей в коллаборационной деятельности.
Квалификационный уровень экспертов в общеобразовательной организации, обеспечивающих консультационную и методическую поддержку по реализации программы инновационной деятельности и согласие указанных экспертов на оказание поддержки, соответствует заявленной цели проекта.

Загрузить материалы: ПАСПОРТ ИННОВАЦИЙ ШКОЛЫ.docx

Предложил:ГАОУ «Физико-математическая школа»

Количество голосов: 1 Голосовать

Комментарии

Полезно