СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ «ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ СОШ №11 Г.ЕЙСКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ КРАТКОСРОЧНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ (ИНЖЕНЕРНОЙ) ШКОЛЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3-6 КЛАССОВ»
Одной из приоритетных задач отечественной системы образования является преодоление кадровой катастрофы ближайших десятилетий в условиях радикальных демографически-миграционных изменений и деформации отечественного рынка труда.
Запрос сегодняшнего дня – это подготовка высококлассных специалистов в инженерно-технической области. И начинать эту работу необходимо уже в школе.
Выявить ребенка, одаренного в инженерно-технической сфере, развить его таланты, невозможно в ходе разовых акций, это должна быть продуманная система работы. Идеальный вариант – профильное обучение: в начальной школе посредством ресурсов внеурочной деятельности, в основной и старшей школе – за счет профильных предметов, специально организованных практик.
В условиях небольшой, сельской школы достаточно остро стоит проблема организации профильных классов. Зачастую, сформировать класс с одним профилем обучения невозможно. Однако, это не повод отказываться от перспективных направлений в образовании. Наша школа пошла по пути построения индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, одаренных в инженерно-технической области, и включения во внеурочную деятельность цикла образовательных событий, позволяющих выявить и развить одаренность в этой сфере.
Одним из элементов системы работы школы по выявлению и развитию детской одаренности в инженерно-технической сфере является организация участия ребят в профильных сменах, в том числе в краткосрочных технологических школах. Несколько лет назад ученики старших классов МБОУ СОШ №11 г.Ейска стали участниками технологической школы, организованной университетом «Аркада» в городе Хельсинки в Финляндии. На протяжении двух недель ребята изучали технологии производства, посещали фабрики и заводы, общались с ведущими научными сотрудниками и инженерами. Затем в течение нескольких дней они занимались проектировочной и инженерной деятельностью, по итогам которой они защищали проект на английском языке перед бизнесменами, профессорами и научными сотрудниками ведущих финских высших учебных заведений.
Педагогам МБОУ СОШ №11 г.Ейска идея технологической школы очень понравилась, школа её использовала в различных вариациях для обучающихся 7-11 классов в каникулярное время.
На данном этапе работы по развитию инженерно-технического направления в обучении коллектив школы пришел к выводу, что технологическую школу можно адаптировать для ребят 3-6 классов, т.к. раннее выявление детских склонностей, залог успешного их развития.
Объединение ребят в разновозрастной коллектив помогает решить многие задачи психологического и образовательного характера. Во-первых, устанавливается преемственность между начальной и основной школой, ребята из начальных классов знакомятся с педагогами, преподающими в основной и старшей школе. Во-вторых, устанавливается непринужденная творческая атмосфера на занятиях, обучающиеся начальных классов легче, чем 5-6-классники идут на контакт со взрослыми, помогают создать положительный настрой для начала дискуссий, к которым через какое-то время присоединяются подростки. У ребят начальных классов нет стереотипов, связанных с определенными знаниями, они не видят ограничений в решении технических проблем, свободно фантазируют и это иногда помогает найти нестандартное решение технической проблемы. В третьих, одаренные дети, зачастую, не могут найти друзей в среде сверстников из-за специфического круга интересов и опережающего развития, объединение в разновозрастной коллектив, сплоченный одной целью, помогает ребятам найти свой круг общения. В четвертых, разновозрастной коллектив это более естественное объединение, чем класс, оно ближе по своему характеру к семье, где старшие помогают младшим, а младшие перенимают опыт взрослых.
Хочется отметить, что успешность занятий в краткосрочной школе во многом зависит от установления хорошего психологического микроклимата. Именно поэтому в программу первого дня занятий были включены игры-тренинги, направленные на сплочение, формирование командного духа.
В сборнике представлены методические материалы для проведения краткосрочной технологической (инженерной) школы:
- положение о проведении краткосрочной технологической (инженерной) школы;
- технологические карты проведения занятий;
- регламент проведения технологической школы.
Краткосрочная технологическая (инженерная) школа проводится в целях развития у школьников творческого научного мышления и приобщения их к инновационным процессам в сфере высокотехнологичных производств и перспективных научных технологий.
К основным задачам проведения краткосрочной технологической (инженерной) школы относятся:
- совершенствование условий для раннего выявления одаренных детей, их комплексной поддержки и развития;
- совместная с педагогическими работниками и привлеченными специалистами разработка и реализация технических проектов.
Программа краткосрочной технологической (инженерной) школы для обучающихся 3-6 классов рассчитана на 18 академических часов. Она включает в себя учебный, проектный и дополнительный (экскурсионный) модули.
Темы учебного модуля, в зависимости от состава педагогов и привлеченных специалистов, могут варьироваться. На осенних каникулах в 2018 году в МБОУ СОШ №11 г.Ейска прошла технологическая (инженерная) школа, посвященная проблемам создания экологически чистых источников энергии. В сборнике представлены технологические карты, разработанные именно по этой тематике. Экскурсионный модуль представлял собой поездку в интерактивный познавательно-развлекательный музей чудес "Джоуль парк" в Ростове-на-Дону.
В течение каждого дня помимо занятий для ребят организовывались занимательные музыкальные переменки. Вместе с педагогом-организатором участники краткосрочной технологической (инженерной) школы пели песни в караоке, разучивали движения русских народных танцев (Барыня, Казачёк, Калинка), а также отдельные элементы из таких танцевальных направлений как: хастл; трайбл; контемп; джаз фанк.
Участие в краткосрочной технологической (инженерной) школе было добровольным. Для проведения занятий была сформирована группа из 25 человек. Приоритетным правом зачисления в группу обладали ребята, являющиеся членами школьного научного общества, участниками конференций и конкурсов технической направленности, победителями всероссийской олимпиады школьников по математике.
Предложил:МБОУ «СОШ №11»
Комментарии