Создание системы естественно - научных практикумов с использованием робототехники в сетевом взаимодействии образовательных учреждений в целях формирования воспитанниками инженерного мышления
МАОУ СОШ №7
Задачи, решаемые посредством внедрения инновации
В условиях вызовов неопределенности, разнообразия, сложности и многомерности современного мира перед Школой, как социальным институтом, стоят определенные задачи:
• обеспечить вариативность образования и взращивать человека, готового к изменениям;
• создать условия для конструирования мотивации воспитанников;
• способствовать формированию обучающимися смыслов образования, что невероятно сложно в пространстве одной отдельно взятой образовательной организации.
Для решения вышеперечисленных задач в Школе:
• необходимо насытить предметно-развивающую среду новым современным содержанием, где культивируются универсальные способы деятельности: конструирование, моделирование, исследование, проектирование;
• важно строить процесс индивидуализации образования в условиях открытой избыточной среды, где ресурсы одной отдельной образовательной организации могут обеспечить лишь часть образовательного индивидуального запроса на формирование инженерного мышления, существенно сужая многообразие инженерной деятельности в целом, и робототехнического творчества в частности. Поэтому сетевое сообщество образовательных организаций различного типа выступает как неизбежно необходимый и востребованный ресурс индивидуализации;
• необходимо создать условия для того, чтобы в открытой избыточной среде педагог мог удерживать тьюторскую позицию, помогая ученику самому ставить цели, выбирать ресурсы, подбирать партнеров для взаимодействия;
• индивидуализация образования должна быть системной, направленной на раскрытие возможностей и понимание необходимости через образование изменять себя в школе и после школы.
Отвечая на эти вызовы, в рамках реализуемого проекта МАОУ СОШ № 7 г. Чайковского Пермского края предлагает создание сети образовательных учреждений различного типа (детских садов, школ, организаций дополнительного и профессионального образования), реализующих (и/или готовых реализовать) естественно - научные практикумы с использованием робототехники, как единого образовательного пространства, способного обеспечить индивидуальные запросы обучающихся, что предполагает:
• организацию сетевого взаимодействия образовательных организаций, имеющих опыт реализации естественно - научных практикумов и/или желание и готовность осваивать формат естественно - научного практикума;
• привлечение в пространство сетевого взаимодействия школ, образовательных организаций дошкольного, дополнительного и профессионального образования;
• освоение педагогами – участниками проекта концептов и технологий, способствующих формированию тьюторской позиции;
• освоение педагогами – участниками проекта, технологий, обеспечивающих использование робототехники в образовательном процессе;
• разработку и апробацию системы естественно - научных практикумов, способствующих формированию обучающимися инженерного мышления на основе технологий лего- и роботоконструирования;
• выстраивание моделей управления образовательным процессом в рамках сетевого взаимодействия, обеспечивающим открытое избыточное пространство для реализации естественно - научных практикумов.
Целевая аудитория
Педагоги, административно-управленческий корпус, воспитанники и родительская общественность образовательных организаций различного типа (детских садов, школ, организаций дополнительного и профессионального образования)-участников проектного сообщества, создаваемого в ходе реализации проекта.
Описание сути инновации
Инженерное мышление можно считать частным случаем инновационного мышления, которое проявляется и развивается в деятельности с техническими объектами, тогда как инновационное мышление - в деятельности с любыми, в том числе и социальными объектами. Формой продвижения инноваций МАОУ СОШ № 7 выбран естественно - научный практикум (от греч. praktikos - деятельный). Это особый вид урочной и внеурочной деятельности учащихся, имеющих целью практическое усвоение основных положений какого-либо учебного предмета, науки в специально созданной избыточной, открытой, доступной образовательной среде. Основные принципы практикума:
• технологичность (как использование определенных способов деятельности (технологий), так и объектов (инструментов);
• самостоятельность;
• практикоориентированность;
• вариативность, выход за рамки учебного предмета.
При организации естественно - научных практикумов МАОУ СОШ № 7 ориентируется на формирование инновационного мышления, частным случаем которого является инженерное. Практическая деятельность обучающихся в пространстве естественно - научных практикумов должна быть: политехничной, конструктивной, преобразующей окружающий мир, творческой, социально-позитивной, экономически обоснованной, индивидуализированной.
В проекте запланировано привлечение образовательных организаций к созданию и реализации системы разновозрастных естественно - научных практикумов с использованием робототехнического оборудования как пространства формирования инженерного мышления.
При этом понятно, что практикумы станут системным элементом образовательной среды при определённых нормативно-правовых, методических и организационных условиях сопровождения и управления образовательным процессом. Ключевую роль в создании условий, обеспечивающих системность, имеет сетевое взаимодействие общеобразовательных школ с привлечением образовательных организаций различного типа (дошкольных, организаций дополнительного и профессионального образования) из разных регионов, имеющих опыт роботоконструирования и практикумов в разнообразных форматах организации образовательного процесса - от технического творчества до художественно-эстетической деятельности.
Поэтому в сетевом взаимодействии с другими образовательными организациями для обсуждения и экспертной оценки в качестве базовых моделей предлагаются следующие форматы организации практикумов:
• краткосрочные интегрированные курсы с использованием технологий лего- и роботоконструирования;
• естественно - научные практикумы, как пролонгированная внеурочная деятельность учащихся в процессе освоения естествознания в Школе;
• площадки интерактивной игры «МастерГрад - город профессий для детей» с использованием робототехники, как формы организации проб в профессиональном самоопределении обучающихся;
• площадка сетевого сообщества образовательных организаций различного типа, обеспечивающая коммуникацию и совместную деятельность участников проекта;
• тьюторское сопровождение, обеспечивающее осознание и реализацию индивидуальных запросов участников проекта в создаваемом едином открытом образовательном пространстве.
Мероприятия по внедрению / распространению инновации
Для внедрения инновации в проекте реализуются действия по направлениям.
1. Повышение квалификации взрослых участников проекта – педагогов и представителей административно – управленческих команд.
Обучение организуется в сентябре – октябре 2017 года очно – заочно: дистанционно на ресурсах специально созданной образовательной платформы (http://практикум7.рф, доступна с 01.09.2017) и локально в г. Чайковский Пермского края. Главная характеристика курсовой подготовки – практикоориентированность, возможность совершения проб (стажировок) в реальных образовательных событиях, реализация созданных индивидуальных образовательных маршрутов по освоению образовательной робототехники и основ тьюторства в сопровождении и супервизии профессионального тьютора.
2. Сетевое взаимодействие участников и партнеров проекта на выше упомянутой образовательной платформе (http://практикум7.рф, доступна с 01.09.2017). Участники сети могут обмениваться опытом, методическими и дидактическими материалами и наработками, проходить дистанционное обучение, организовывать и проводить дистанционные конкурсы и олимпиады, инициировать другие мероприятия и их обсуждение для развития собственного потенциала и наращивания компетентностей участников сети в области робототехники, развития инженерного мышления (в т.ч., на ресурсах естественно – научных практикумов) в условиях тьюторского сопровождения.
Ссылки на электронные ресурсы
Основные:
1. Сайт МАОУ СОШ № 7 - http://chaiksc7.my1.ru/index/realizacija_proekta_v_ramkakh_fcpro/0-155
2. Дистанционная платформа сетевого сообщества (доступна с 01 сентября 2017 года) - http://практикум7.рф
Дополнительные:
1. Видеотрансляция «Чайковская общеобразовательная школа №7 получила грант» - https://vk.com/videos-115058235?z=video-115058235_456239711%2Fclub115058235%2Fpl_-115058235_-2
2. Межрегиональная тьюторская ассоциация, Пермское региональное отделение: статья «Сетевое взаимодействие как условие создания пространства для формирования инженерного мышления» - http://www.thetutor.ru/regiony/regionalnye-otdeleniya-mta/permskij-kraj-ro-mta/997-setevoe-vzaimodejstvie-kak-uslovie-sozdaniya-prostranstva-dlya-formirovaniya-inzhenernogo-myshleniya.html
3. О деятельности в направлении «робототехника»: клуб NXT 2.0 & СОШ №7 -https://vk.com/club49468501
4. О ресурсах и практиках тьюторского сопровождения - Т - клуб_Чайковский - https://vk.com/club45807976
5. ЛПШ - 2017 "Огонек" - https://vk.com/club72481419
6. Видеотрансляция «о Летней проектной школе» - https://vk.com/videos-115058235?z=video-115058235_456239843%2Fclub115058235%2Fpl_-115058235_-2