Модель школьного технологического образования инженерно-технической направленности на основе сетевого взаимодействия «школа - ВУЗ – предприятие»
ОГБОУ «ТФТЛ»
Задачи, решаемые посредством внедрения инновации
Цель: создание эффективных условий для реализации школьного технологического образования, открывающего новые возможности для общего развития учащихся и формирования инженерно-технических компетенций.
Совершенствование модели школьного технологического образования через включение специальных курсов в вариативную часть учебного плана и плана внеурочной деятельности; совершенствование инновационной образовательной среды для развития технических способностей и формирования первых практических навыков работы на технологическом оборудовании и решения инженерно-технических задач; обучение кадров в общеобразовательных организациях-партнёрах для получения ими необходимой квалификации для решения задач школьного технологического образования; организационно-методическое сопровождение деятельности педагогических работников в рамках школьного технологического образования; интеграция ресурсов на основе сетевого взаимодействия организаций различного типа и ведомственной принадлежности;
координация деятельности учащихся по профессиональной профориентации, направленной на профессиональное самоопределение в выборе профессии инженерно-технической направленности.
Целевая аудитория
учащиеся Лицея (5-11 класс) и родительская общественность;
учащиеся Томской области, проявляющие интерес к научно-техническому творчеству, физике, математике;
педагогические работники, преподающие курс «Робототехника», учителя физики, математики, информатики Томской области и других регионов;
партнеры-ВУЗы (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томский политехнический университет, Томский государственный университет);
базовое предприятие-участник проекта (научно-производственная фирма «Микран»).
Описание сути инновации
Инновационный проект направлен на решение ключевых проблем технологического образования в регионе через внедрение новых идей школьного технологического образования:
- формирование единого информационного поля регионального уровня по школьному технологическому образованию инженерно-технической направленности;
- единство фундаментальных и технологических знаний;
- введение в образовательный процесс предмета «Робототехника», как прикладной науки, обеспечивающей межпредметные связи;
- создание школьного FabLab;
- практическое применение инженерных навыков;
- мотивация учащихся через интерес и увлечённость новизной содержания учебной и внеурочной деятельности и предлагаемые перспективы;
- ранняя профориентация учащихся, направленная на формирование мотивационной готовности к профессиональному самоопределению и формирование кадрового потенциала для высокотехнологичных предприятий;
- организация школьного технологического образования на основе трехзвенной цепи «школа - ВУЗ – работодатель».
Учебный план включает дисциплины, обеспечивающие пропедевтику инженерно-технического образования. Содержание предмета «Технология», внеурочной деятельности и дополнительного образования направлены на освоение учащимися современных технологий: 3D-проектирование и САПР, теория управления (сенсоры, компьютерное зрение, распознавание речи), аддитивные технологии, управление беспилотными устройствами, программирования роботов, основ микроэлектроники и схемотехники.
Образовательная робототехника является частью учебного плана реализуемой модели и инструментом, закладывающим прочные основы системного мышления, интеграции информатики, математики, физики, черчения, технологии, естественных наук.
Оценить успешность своей учебной и внеурочной деятельности в рамках технологического образования учащиеся могут, участвуя в соревнованиях по робототехнике (WRO, RobCup, Робофест, Кубок Губернатора Томской области), выставках научно-технического творчества, проектной деятельности, конференциях, олимпиадах разного уровня.
Накопленный опыт деятельности в статусе региональной площадки по работе с одаренными детьми позволяет Лицею выстроить систему мероприятий по данному направлению.
Регулярная работа с преподавателями школ-партнёров по образовательной робототехнике привела к большему количеству детей-участников соревнований. Постепенно повышается качественный уровень проведения соревнований.
Увеличивается число учащихся из области, принимающих участие в олимпиадах, профильных сменах, проводимых на базе Лицея.
В рамках трехстороннего проекта «школа - ВУЗ - предприятие» на базе Лицея создана кафедра ТУСУРа по инженерной подготовке учащихся. Основные направления работы кафедры:
- совершенствование мастерских на базе Лицея: мастерская по микроэлектронике (определяющее оборудование – паяльные станции, наборы для работы с электроникой, измерительные приборы); мастерская прототипирования (определяющее оборудование – станки с ЧПУ, 3D-принтеры);
- реализация инновационных программ дополнительного образования по трем направлениям: робототехника, программирование и микроэлектроника;
- лекторий: знакомство с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники;
- мастер-классы технической направленности, которые проводятся в течение всего учебного года;
- вовлечение одаренных учащихся в инновационную деятельность на базе ВУЗОВ по направлениям, связанным с основами технологических процессов, с использованием технологии группового проектного обучения;
- проведение летних профессионально-ориентированных практик в лабораториях и центрах вуза, на предприятии, направленных на формирование первичных профессиональных знаний и умений;
- проведение летних практик совершенствования английского языка преподавателями вуза (разговорный и технический английский язык);
- участие учащихся в образовательных и социальных мероприятиях Вузов;
- организация и проведение региональных летних профильных смен: физико-математическая и по робототехнике.
Совокупность перечисленных видов деятельности обеспечивает формирование у учащихся:
навыков технического мышления (понимание механико-технических соотношений, гибкость мышления, особенности отражения физических явлений и законов, конструкторская фантазия);
ресурсов практических умений, опыта;
инициативности;
мотивированного профессионального самоопределения.
Мероприятия по внедрению/ распространению инновации
разработка учебно-методических материалов по новому наполнению содержания технологического образования с участием сотрудников организаций-партнёров;
расширение материально-технической базы Лицея;
проведение периодических практических семинаров по образовательной робототехнике для педагогических работников Томской области;
участие в практических семинарах других регионов (Кемерово, Красноярск, Новосибирск, Санкт-Петербург, Москва, Якутия, Челябинск;
проведение вебинаров по образовательной робототехнике для учащихся и педагогов;
организация стажировок для педагогов на базе Университета Иннополиса (г. Казань), на базе Тихоокеанского государственного университета (г. Владивосток), на базе Центра работы с одаренными детьми «Сириус» (г. Сочи);
транслирование на Россию модели технологического образования в Лицее.
Ссылки на электронные ресурсы
1.https://tusur.ru/ru/novosti-i-meropriyatiya/jizn-v-tusure/prosmotr/-/novost-tomskiy-fiziko-tehnicheskiy-litsey-provodit-nabor-uchaschihsya
2.https://tusur.ru/ru/search?utf8=%E2%9C%93&parts_params%5Bsearch%5D%5Bq%5D=%D0%A2%D0%A4%D0%A2%D0%9B
3.https://tusur.ru/ru/novosti-i-meropriyatiya/video-bank/prosmotr/-/video-youtube-otkryta-bazovaya-kafedra-tusura-v-tftl
4.https://tusur.ru/ru/novosti-i-meropriyatiya/video-bank/prosmotr/-/video-youtube-programma-litsey-vuz-predpriyatie
5. https://vk.com/club72525770