Реализация компетентностной модели образования в условиях введения ФГОС ООО и СПОО на основе освоения современного педагогического опыта европейских школ – партнеров по сетевому взаимодействию в рамках AFS-программы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар гимназия № 23
В июне 2016 года наша гимназия подала заявку на участие в конкурсном отборе образовательных организаций, реализующих программы общего образования в целях предоставления гранта в форме субсидии юридическим лицам на реализацию программ инновационной деятельности по отработке новых технологий и содержания обучения и воспитания в рамках задачи 2 «Развитие современных механизмов и технологий общего образования» Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы по мероприятию: 2.3 «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов».
Для участия в конкурсе педагоги гимназии подготовили документы в номинации конкурса 4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».
В концепции заявки была представлена реализация компетентностной модели образования в условиях введения ФГОС ООО и СПОО на основе освоения современного педагогического опыта европейских школ – партнеров по сетевому взаимодействию в рамках AFS-программы.
Актуальность проведения мероприятий в части реализации компетентностной модели образования на уровне школы определяется тем, что массовая российская школа, по мнению экспертов, не отвечает запросам семьи, общества и государства, отставая от ведущих мировых образцов, прежде всего, в уровне сформированности у учащихся функциональной грамотности и ключевых компетенций. Жизнь в современном информационном и мобильном обществе выдвигает новые, более высокие требования к социализации учащихся. Российские школьники отстают в умении применять свои знания в повседневной жизни, что приводит к снижению их личной успешности и конкурентоспособности.
Учитывая растущие образовательные потребности семьи, личности учащихся, запросы общества и государства, в последние годы были разработаны и поэтапно вводятся федеральные государственные образовательные стандарты трёх ступеней общего образования, реализация которых призвана изменить ситуацию в российском школьном образовании. Если федеральный компонент ГОС ОО в период с 1992 г. по 2008 г. регулировал, прежде всего, содержание и объемы учебного материала дисциплин, то ФГОСы второго поколения (начиная с 2008 г.), предъявляют требования к базовым компонентам образовательной деятельности – условиям, программам и результатам образования. В основу новых стандартов образования положен системно-деятельностный подход, «который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» (ФГОС ООО, Ч.1.). Вступление в силу ФГОСов ОО задает новую систему координат в образовании, ориентирует деятельность учащихся на многообразие, самостоятельность и творчество.
Эксперты отмечают, что внедрение новых ФГОС сопряжено с преодолением ряда барьеров, определяемых уровнем компетентности учителей: инертностью мышления и стереотипичностью опыта, использованием устаревших педагогических технологий. В обобщающем отчете экспертов Всемирного банка «Образование в странах с переходной экономикой: задачи развития», составленном в 2012 г., указывается, что образовательная система России во многом по-прежнему ориентирована на запоминание фактической информации и заучивание определенных приемов; она слабо реагирует на «сигналы» модернизации; потребители образовательных услуг не требуют от школ качества образования, которое они оплачивают через налоги; использование имеющихся (достаточно ограниченных) ресурсов в образовании происходит крайне неэффективно.
При разработке комплексного проекта модернизации образования и образовательных стандартов учитывался мировой опыт. Начиная с 90-х годов ХХ века инновационные процессы в образовании европейских государств характеризуются утверждением компетентностного подхода, который ориентирует на формирование креативности и критического мышления учащихся, развитие их самостоятельности, ответственности, инициативности и т.п.
Проведенный анализ теории и практики введения ФГОС второго поколения позволил выделить ряд противоречий:
- между потребностью модернизируемой системы общего образования в реализации системно-деятельностного и компетентностного подходов и ориентацией практики на формирование предметных знаний;
- между высокими темпами прогресса в области развития образовательных технологий за рубежом и во многом устаревшими, традиционными способами работы отечественного учителя;
- между имеющимся у европейской системы образования опытом реализации компетентностного подхода в обучении и отсутствием у отечественных педагогов научно-методических средств его освоения и использования при введении ФГОС ООО и СПОО.
Разрешение указанных противоречий выступает основной целью проведения мероприятия ФЦПРО 2016-2020, направленного на предоставление гранта в форме субсидии образовательной организации общего образования, реализующей программу инновационной деятельности по совершенствованию содержания и технологий обучения и воспитания, а именно: разработать, апробировать и подготовить к распространению в условиях введения ФГОС ООО и СПОО компетентностную модель образования, построенную на основе освоения современного педагогического опыта европейских школ – партнеров по сетевому взаимодействию в рамках AFS-программы.
В рамках реализации мероприятия перед коллективом гимназии стоят следующие задачи:
1) выделить ведущие научно-теоретические принципы построения второго поколения ФГОС ОО и педагогических реформ последних двух десятилетий в европейском образовании, на их основе выработать методологические подходы к построению компетентностной модели образования в современной российской школе;
2) подобрать и частично разработать инструментарий измерения и оценки компетентностных результатов общего образования в условиях реализации ФГОС ОО, провести стартовые и контрольные замеры компетентностных результатов (на основной и старшей ступенях ОО);
3) теоретико-эмпирически обосновать конкретные формы сетевого взаимодействия с европейскими школами – партнерами по AFS-программе с целью освоения современного зарубежного педагогического опыта реализации компетентностной модели обучения;
4) выявить перспективы использования педагогического опыта европейских школ – партнеров по AFS-программе при внедрении технологии компетентностного обучения в условиях перехода российской системы общего образования на новые ФГОС;
5) разработать технологию освоения опыта европейской системы образования при внедрении модели компетентностного обучения в условиях перехода общеобразовательных организаций к новым ФГОС;
6) организовать внедрение компетентностной модели образования в УВП гимназии;
7) подготовить научно-методические рекомендации по внедрению компетентностной модели образования, построенной на основе освоения современного педагогического опыта европейских школ – партнеров по сетевому взаимодействию в рамках AFS-программы в условиях перехода общеобразовательных организаций к новым ФГОС.
В гимназии накоплен большой опыт работы в сетевом взаимодействии и в инновационной деятельности. Сетевое взаимодействие осуществляется по двум основным направлениям. Первым из них является осуществляемая с 1990 года деятельность в рамках проекта межшкольного обмена учащимися и учителями по реализации AFS-программы. Начиная примерно с 2010 года эта деятельность в отношении с наиболее близкими организациями – партнерами: Hohe Schule Goethe (Германия, Берлин); European School (Германия, Карлсруэ); College du Leman (Швейцария, Женева); American Academy и Grammar School (Кипр, Лимасол); Felsted School (Великобритания, Фелстед, Эссекс) – стала расширяться и приобретать очертания сетевого взаимодействия – появились взаимные стажировки учителей, расширение контактов в сети Интернет, проведение вебинаров, совместных занятий и других мероприятий, организуемых одновременно в разных странах, путём связи на основе Интернет-коммуникации.
Другим направлением сетевого партнерства выступает деятельность гимназии в рамках Краснодарской краевой сети инновационных образовательных организаций, созданной в целях реализации Федеральной инновационной площадки ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» по теме: «Формирование профессиональной готовности магистрантов педагогического и психолого-педагогического направлений подготовки к проектированию нового содержания образования и оценке его качества в условиях введения новых ФГОС через организацию педагогической практики на базе инновационной образовательной сети».
Педагогическим коллективом гимназии № 23 г. Краснодара с 2010 по 2014 год была проведена деятельность в статусе муниципальной инновационной площадки по освоению опыта европейской системы образования как средства внедрения компетентностной модели в условиях введения новых ФГОС ОО. Анализ динамических изменений результативности учителей гимназии показал, что за годы инновационной работы они стали более ориентированы на сопровождение индивидуального развития учащихся и формирование у них универсальных способов деятельности, педагоги осознали сущность метапредметных результатов образования и значимость их формирования в основном общем образовании. Удалось изменить отношение к проблемам образования его основных потребителей: родителей и самих учащихся. Они стали более ответственно и осознанно относиться к процессу и результатам образования.
В рамках деятельности муниципальной инновационной площадки (начиная с 2010 г.) и краевой инновационной площадки (с 2014 г.) удалось:
а) сформировать у учителей гимназии готовность к инновационной деятельности как таковой;
б) уточнить представления о современном педагогическом опыте зарубежных школ – сетевых партнеров в части реализации компетентностной модели образования;
в) перестроить профессиональное мышление учителей гимназии в направлении компетентностного подхода и освоения современных образовательных технологий;
г) сформировать сеть школ-партнеров гимназии за рубежом и провести апробацию перспективных форм взаимодействия с ними.
Для реализации поставленных задач используется научно-педагогическая экспедиция как метод педагогического исследования. Она характеризуется тем, что позволяет получить сведения для изучения деятельности учителя-профессионала непосредственно на месте его работы, в реальных условиях, за короткий срок. В нашем случае экспедиционно-методическая деятельность учителя организуется в страны Европы, для изучения передового опыта зарубежных учителей – его носителей. Возможности посещения европейских школ у учителей гимназии определяются участием ОУ в международной AFS-программе обмена учащимися и учителями. Так возникла идея использовать практику сетевого взаимодействия с западными партнерами в целях развития образовательного процесса гимназии в условиях введения новых ФГОС.
В ходе выполнения работ в рамках МИПа была теоретически обоснована и апробирована модель подготовки учителей к работе по освоению педагогического опыта, в частном случае – зарубежного опыта реализации компетентностной модели образования. Процесс переноса чужого опыта в собственную авторскую педагогическую технологию учителем предполагает переформатирование опыта в такую форму, которая будет достаточно ясна и наглядна, технологична и доступна не только для восприятия, но и для реализации в конкретных условиях; представление опыта в обобщенном и методически объясненном виде; актуализацию готовности его использовать.
В рамках проводимой педагогическим коллективом гимназии №23 экспедиционной и экспертно-аналитической деятельности удалось выявить основные технологии компетентностной модели образования, которые утвердились в европейских школах в последнее время:
- рефлексивная – ее особенностью является ориентация на достижение высокой степени осознанности учащимися своей деятельности: того, как был получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом;
- исследовательская (проблемно-поисковая) – её характерной чертой выступает реализация педагогом модели «обучение через открытие», выделение гипотезы, проектирование результата, плана работы, эксперимента исследования;
- имитационного моделирования (игровая) – её характерной чертой является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения;
- системно-деятельностная – признаком этой технологии является способность ученика к усвоению механизмов организации учебной деятельности и осуществлению самостоятельной учебной деятельности, которую ученик осваивает как организующий ее субъект;
- информационно-коммуникативная (медиа-образовательная) – ее характерной чертой является использование информационных (медиа) ресурсов в той или иной предметной сфере образовательной деятельности;
- сотрудничества в деятельности (коллаборационистская) – особенностью является совместное проектирование, решение социальных и научных проблем, ведение дискуссий.
Именно эти направления стали темами цикла вебинаров, которые были проведены педагогами-инноваторами нашей гимназии и экспертами КубГУ.
Шесть запланированных вебинаров успешно с 13 октября по 9 декабря. Их проводили: Позднякова Ольга Федоровна – директор гимназии; Шевченко Галина Валерьевна, Книжникова Елена Вячеславовна – учителя начальной школы; Савицкая Елена Анатольевна, Захарова Юлия Владимировна, Ёжкина Татьяна Михайловна – учителя иностранных языков; Бойко Анна Ивановна – учитель русского языка и литературы; Беляева Татьяна Ивановна – учитель истории и обществознания; Лысенко Надежда Борисовна – учитель географии; Завалей Елена Григорьевна – учитель математики. В своих выступлениях они представили практическую часть использования указанных технологий на своих уроках и во внеурочной деятельности. Целевой группой их вебинаров были учителя-инноваторы из обще¬образовательных организаций, работники системы ДППО и ТМС из восемнадцати образовательных организаций двенадцати субъектов Российской федерации из семи федеральных округов.
Кроме того, теоретическое обоснование необходимости широкого внедрения этих технологий в повседневную образовательную практику, на двух экспертных вебинарах представили преподаватели Кубанского государственного университета: Пётр Борисович Бондарев, научный руководитель МБОУ гимназии № 23 города Краснодара, к. филос. н., доц. кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования ФГБОУ ВО «Кубанский госуниверситет», эксперт ФЦПРО на 2011-2015 гг.; эксперт сети ФИП минобрнауки РФ, эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»; Владлен Константинович Игнатович, к. пед. наук, доц. кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Кубанский госуниверситет», эксперт сети ФИП минобрнауки РФ, эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»; Валентина Евгеньевна Курочкина, к. психолог. наук, доц. кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВО «Кубанский госуниверситет», эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика».
Целевой аудиторией экспертных вебинаров «Реализация концепции компетентностного образова¬ния: новые возможности или угроза качеству обучения?» и «Компетентностная мо¬дель образования: эффектив¬ный способ достижения требо¬ваний ФГОС или тупиковый путь образовательной ре¬формы?» стали эксперты в сфере общего обра¬зования, руководящие и педа¬гогические работники регионального и муниципального уровня, об¬щеобразовательных организа¬ций.
На вебинарах педагоги и эксперты рассказали, как на основе освоения опыта европейских коллег коллектив гимназии разработал собственные педагогические средства, эффективно вписывающиеся в отечественную систему образования, особенно в условиях внедрения ФГОС нового поколения. Так, рефлексивная методика нашла свое отражение в разработке «Рефлексивных дневников» для учащихся как начальной, так и основной и старшей школы. В модели дневника данного вида сочетаются признаки традиционного документа для учащихся ОУ и рефлексивно-оценочного блокнота, в котором учащийся отмечает собственное отношение к образованию, свои достижения, находки, настроение. В таком дневнике не только учитель и ученик, его родители оценивают качество образования.
Исследовательская (проблемно-поисковая) методика европейских коллег позволила провести совершенствование практики организации научно-исследовательской работы с учащимися. К основным видам научно-исследовательской деятельности гимназистов относятся: проблемно-реферативная (аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов её решения); аналитико-систематизирующая (наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных изменений изучаемых процессов и явлений; проектно-поисковая деятельности учащихся (поиск, разработка и защита проекта – особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний).
Работа учителей – тьюторов исследовательской деятельности проводится в нескольких направлениях: сопровождение индивидуальной исследовательской деятельности гимназистов; организация совместных проектов, в том числе – в сети Интернет, где от учащихся требуется интегрировать информацию из разных предметных областей. Иногда совместное проектирование осуществляется совместно со сверстниками из зарубежных школ – сетевых партнеров в рамках AFS-проекта.
Педагогика сотрудничества проявляется в организации уроков-встреч с интересными людьми, в том числе деятелями науки и культуры, в подготовке и проведении литературных гостиных, организации предметных недель, в том числе – с погружением в историко-культурные события (например, организация общешкольного образовательного события «Отечественная война 1812 года в истории, литературе и искусстве»), проведении гимназических олимпиад, ученических чтений и научно-практических конференций.
Педагогический результат в европейской системе образования предполагает эффективную социализацию выпускников, что на личностном уровне включает в себя формирование внутренней свободы, самоценности, самостоятельности, инициативности, ответственности, солидарности и толерантности личности. За последние два года в этом направлении активно развивалась образовательная модель гимназии № 23 г. Краснодара. В результате осмысления зарубежного опыта компетентностного образования в гимназии формируется образовательная модель, ориентированная на установление прочных связей с жизнью через моделирование гражданского общества, формирование позитивного отношения учащихся к себе и миру, формирование практического мышления и навыков ответственного поведения, развитие креативного и критического мышления.
Анализ динамики изменений образовательных результатов гимназии показал их приближение к выполнению требований ФГОС второго поколения. Отметим, что процесс модернизации системы образования в гимназии на основе осмысления зарубежного педагогического опыта не предполагал прямого заимствования учебных программ, содержания образования, дневников, методов обучения, школьного уклада и т.п. Использовались только те идеи, взятые в опыте школ-партнеров, которые отражают проблематику развития отечественного образования и конкретной ситуации развития гимназии.
Помимо серии вебинаров, в рамках реализации программы инновационной деятельности запланированы следующие мероприятия:
1. Формирование в образовательной организации нормативно-правовой и организационно-методической базы инновационной деятельности, издание локальных правовых актов о реализации компетентностной модели образования в гимназии № 23 г. Краснодара.
2. Формирование предложений по систематическому описанию
и распространению инициативного инновационного проекта, описанию способов планирования и организации инициативного инновационного проекта, созданию инструментария оценки его результативности:
3. Подготовка предложений по конкретным новым технологиям, используемым в реализации основных образовательных программ общего образования и управлении образовательной организации, связанных с организацией инициативного инновационного проекта.
4. Распространение модели организации инновационной деятельности в виде инициативного инновационного проекта, а именно:
разработка электронного учебно-методический комплекта для участников серии обучающих вебинаров по применению в рамках компетентностной модели образования современных педагогических технологий, распространенных в европейских школах (рефлексивной, исследовательской, имитационного моделирования, системно-деятельностной, информационно-коммуникативной, коллаборационистской);
проведение серии обучающих вебинаров по применению в рамках компетентностной модели образования современных педагогических технологий, распространенных в европейских школах;
проведение мастер-классов по диссеминации опыта реализации компетентностной модели образования, на основе освоения опыта сетевого взаимодействия с школами – партнерами AFS-проекта в условиях реализации ФГОС ООО и СПОО, в рамках межрегиональной конференции инновационной сети школ «Эврика-Авангард», г. Москва и в рамках краевого образовательного форума «Педагогический поиск», г. Краснодар;
внесение предложений и подготовка научно-методических рекомендаций по распространению компетентностной модели образования, построенной на основе освоения современного педагогического опыта европейских школ – партнеров по сетевому взаимодействию в рамках AFS-программы в условиях перехода общеобразовательных организаций к новым ФГОС.
организация на базе гимназии стажировочной площадки по подготовке экспертов в сфере внедрения компетентностной модели образования и оценки компетентностных образовательных результатов.
Кадровый потенциал нашей образовательной организации и квалификационный уровень экспертов, обеспечивающих консультационную поддержку, позволяет в полном объеме реализовать программу инновационной деятельности по отработке новых технологий и содержания обучения и воспитания и провести все заявленные мероприятия.