Расходы на образование в России к 2024 году предложили увеличить до 4,4% ВВП
05 апреля 2018
Об этом говорится в докладе Высшей школы экономики и Центра стратегических разработок, презентация которого состоится 11 апреля.
Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) и Центр стратегических разработок (ЦСР) экс-министра финансов Алексея Кудрина представили экспертный доклад, в котором в базовом сценарии предлагают увеличить расходы на образование в РФ до 4,4% ВВП к 2024 г. Доклад, подготовленный в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития России до 2035 года, имеется в распоряжении «Интерфакса». Авторы документа, созданного под руководством ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и руководителя Института образования ВШЭ Исаака Фрумина, настаивают на необходимости значительного увеличения финансирования сферы образования в РФ. Деньги предлагается выделять по 12-и проектам, которые направлены, в том числе, на развитие инфраструктуры школ, колледжей и вузов, цифровизацию образовательной среды, переподготовку педагогов, рост инвестиций в фундаментальные исследования и поддержку дошкольного образования. Три сценария Всего предлагается три сценария финансирования образования. Первый сценарий предполагает полноценную реализацию всех предложений экспертов, и он, по расчетам авторов, потребует роста бюджетного финансирования до 4,8% ВВП к 2024 году (при текущих 3,6%). Второй сценарий, базовый, рассматривает дополнительное бюджетное финансирование в размере 0,8% ВВП до общего показателя в 4,4% ВВП. Третий сценарий, инерционный, предполагает, что расходы увеличатся лишь на 0,4% ВВП (до 4% ВВП), и его авторы называют «категорически неприемлемым», поскольку он «едва покроет расходы в связи с демографическим фактором - ростом контингента в системе образования» на 12% к 2024 году. В этом третьем сценарии предложения ВШЭ и ЦСР не реализовываются вовсе. Инфраструктура Самым затратным из предложенных проектов является инфраструктурный, его объемы авторы доклада оценивают в 2,03 трлн рублей в 2019-2024 гг. или 1,2 трлн за тот же период при активном использовании модели государственно-частного партнерства. В рамках этого проекта предлагается построить 2 тыс. новых современных школьных зданий, провести капитальный ремонт 5 тыс. школ, закупить и отремонтировать школьные автобусы, подключить школы к высокоскоростному интернету и организовать Wi-Fi, закупить новую мебель и разработать новый современный дизайн классов. Кроме того, проект предполагает ежегодное создание 70 тыс. новых мест в яслях. ЕГЭ для колледжей и бесплатная «нулевка» Другой затратный проект озаглавлен как «Равные образовательные возможности», и он потребует 1,31 трлн рублей в 2019-2024 гг. В рамках этого проекта эксперты предлагают, в том числе, бесплатную годичную подготовку детей перед школой, адресную поддержку образования малообеспеченных семей, рост вузовских стипендий до 80% от прожиточного минимума в регионе и «введение ЕГЭ по общеобразовательным предметам на программах среднего профессионального образования». В настоящее время выпускники колледжей ЕГЭ не сдают - по окончании учебного заведения предусмотрены внутренние экзамены; дальнейшее поступление в вуз по специальности также не требует обязательной сдачи ЕГЭ. Поддержка вузов и продолжение программы 5-100 Вопросы поддержки вузов представлены сразу в нескольких проектах. Так, проект «Экспорт образования» предполагает выделение на строительство кампусов вузов до 2024 г. 302 млрд рублей. Тот же проект предусматривает 232 млрд рублей на программу повышения зарплаты на 20% от средней для вузовских преподавателей, которые могут вести занятия на иностранном языке, финансирование 10 тыс. дополнительных мест ежегодно для талантливых иностранцев, поддержку цифровых образовательных проектов. На проект фундаментальных и поисковых исследований авторы доклада предлагают выделить в общей сложности почти 782 млрд рублей до 2024 г., причем часть денег, в среднем около 39 млрд ежегодно до 2024 г., предлагается направить на продолжение программы повышения конкурентоспособности российских вузов (известна как программа «5-100»), и еще около 25 млрд ежегодно резервируется для зарплат зарубежным профессорам. Инициатива «Вузы как центры инноваций в регионах» также напрямую касается вузов в субъектах РФ, ее финансирование для комплексной поддержки региональных университетов оценивается в 392 млрд рублей в 2019-2024 гг. Непрерывное образование Эксперты также настаивают на масштабной программе непрерывного образования, которая предполагает систему подготовки и переподготовки для взрослых специалистов. Предполагается, что в России появятся «сертификаты развития карьеры», которые полностью или частично оплатит государство: каждый гражданин сможет пройти переподготовку или повышение квалификации в специально созданных центрах. Для обеспечения инициативы планируется открыть 200 таких центров на базе коллежей, вузов, НКО и других организаций и запустить образовательную онлайн-платформу. Для подтверждения новых квалификаций, проведения экзаменов по новым стандартам нужна будет «конкурентная и независимая инфраструктура», которая также потребует средств. Всего проект оценивается в сумму свыше 600 млрд рублей в 2019-2024 гг., следует из доклада. Другие проекты Еще в 880 млрд оценивается программа для поддержки талантов (строительство образовательных центров, открытие новых грантов, создание широкой палитры стипендий, выделение путевок в «Артек», «Орленок» и «Океан» и др.), 411 млрд предлагается выделить на новые технологии в школах и колледжах (закупка тренажеров, симуляторов и компьютеров, разработка ПО, оснащение новых технологических мастерских и др.), 466 млрд - на общую цифровизацию образования (электронные учебники, перевод на «цифру» дневников, «зачеток» и образовательной отчетности, открытые онлайн-уроки и др.), 295 млрд - на создание службы сопровождения физического, психического и социального развития для детей от нуля до трех лет. В общей сложности в докладе представлены 12 проектов, для каждого описаны исходная проблема, предлагаемые пути решения и результаты, ожидаемое финансирование и риски в случае, если проект будет отклонен. Презентация доклада, пояснили «Интерфаксу» в пресс-службе ВШЭ, состоится 11 апреля на Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) и Центр стратегических разработок (ЦСР) экс-министра финансов Алексея Кудрина представили экспертный доклад, в котором в базовом сценарии предлагают увеличить расходы на образование в РФ до 4,4% ВВП к 2024 г. Доклад, подготовленный в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития России до 2035 года, имеется в распоряжении «Интерфакса». Авторы документа, созданного под руководством ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и руководителя Института образования ВШЭ Исаака Фрумина, настаивают на необходимости значительного увеличения финансирования сферы образования в РФ. Деньги предлагается выделять по 12-и проектам, которые направлены, в том числе, на развитие инфраструктуры школ, колледжей и вузов, цифровизацию образовательной среды, переподготовку педагогов, рост инвестиций в фундаментальные исследования и поддержку дошкольного образования. Три сценария Всего предлагается три сценария финансирования образования. Первый сценарий предполагает полноценную реализацию всех предложений экспертов, и он, по расчетам авторов, потребует роста бюджетного финансирования до 4,8% ВВП к 2024 году (при текущих 3,6%). Второй сценарий, базовый, рассматривает дополнительное бюджетное финансирование в размере 0,8% ВВП до общего показателя в 4,4% ВВП. Третий сценарий, инерционный, предполагает, что расходы увеличатся лишь на 0,4% ВВП (до 4% ВВП), и его авторы называют «категорически неприемлемым», поскольку он «едва покроет расходы в связи с демографическим фактором - ростом контингента в системе образования» на 12% к 2024 году. В этом третьем сценарии предложения ВШЭ и ЦСР не реализовываются вовсе. Инфраструктура Самым затратным из предложенных проектов является инфраструктурный, его объемы авторы доклада оценивают в 2,03 трлн рублей в 2019-2024 гг. или 1,2 трлн за тот же период при активном использовании модели государственно-частного партнерства. В рамках этого проекта предлагается построить 2 тыс. новых современных школьных зданий, провести капитальный ремонт 5 тыс. школ, закупить и отремонтировать школьные автобусы, подключить школы к высокоскоростному интернету и организовать Wi-Fi, закупить новую мебель и разработать новый современный дизайн классов. Кроме того, проект предполагает ежегодное создание 70 тыс. новых мест в яслях. ЕГЭ для колледжей и бесплатная «нулевка» Другой затратный проект озаглавлен как «Равные образовательные возможности», и он потребует 1,31 трлн рублей в 2019-2024 гг. В рамках этого проекта эксперты предлагают, в том числе, бесплатную годичную подготовку детей перед школой, адресную поддержку образования малообеспеченных семей, рост вузовских стипендий до 80% от прожиточного минимума в регионе и «введение ЕГЭ по общеобразовательным предметам на программах среднего профессионального образования». В настоящее время выпускники колледжей ЕГЭ не сдают - по окончании учебного заведения предусмотрены внутренние экзамены; дальнейшее поступление в вуз по специальности также не требует обязательной сдачи ЕГЭ. Поддержка вузов и продолжение программы 5-100 Вопросы поддержки вузов представлены сразу в нескольких проектах. Так, проект «Экспорт образования» предполагает выделение на строительство кампусов вузов до 2024 г. 302 млрд рублей. Тот же проект предусматривает 232 млрд рублей на программу повышения зарплаты на 20% от средней для вузовских преподавателей, которые могут вести занятия на иностранном языке, финансирование 10 тыс. дополнительных мест ежегодно для талантливых иностранцев, поддержку цифровых образовательных проектов. На проект фундаментальных и поисковых исследований авторы доклада предлагают выделить в общей сложности почти 782 млрд рублей до 2024 г., причем часть денег, в среднем около 39 млрд ежегодно до 2024 г., предлагается направить на продолжение программы повышения конкурентоспособности российских вузов (известна как программа «5-100»), и еще около 25 млрд ежегодно резервируется для зарплат зарубежным профессорам. Инициатива «Вузы как центры инноваций в регионах» также напрямую касается вузов в субъектах РФ, ее финансирование для комплексной поддержки региональных университетов оценивается в 392 млрд рублей в 2019-2024 гг. Непрерывное образование Эксперты также настаивают на масштабной программе непрерывного образования, которая предполагает систему подготовки и переподготовки для взрослых специалистов. Предполагается, что в России появятся «сертификаты развития карьеры», которые полностью или частично оплатит государство: каждый гражданин сможет пройти переподготовку или повышение квалификации в специально созданных центрах. Для обеспечения инициативы планируется открыть 200 таких центров на базе коллежей, вузов, НКО и других организаций и запустить образовательную онлайн-платформу. Для подтверждения новых квалификаций, проведения экзаменов по новым стандартам нужна будет «конкурентная и независимая инфраструктура», которая также потребует средств. Всего проект оценивается в сумму свыше 600 млрд рублей в 2019-2024 гг., следует из доклада. Другие проекты Еще в 880 млрд оценивается программа для поддержки талантов (строительство образовательных центров, открытие новых грантов, создание широкой палитры стипендий, выделение путевок в «Артек», «Орленок» и «Океан» и др.), 411 млрд предлагается выделить на новые технологии в школах и колледжах (закупка тренажеров, симуляторов и компьютеров, разработка ПО, оснащение новых технологических мастерских и др.), 466 млрд - на общую цифровизацию образования (электронные учебники, перевод на «цифру» дневников, «зачеток» и образовательной отчетности, открытые онлайн-уроки и др.), 295 млрд - на создание службы сопровождения физического, психического и социального развития для детей от нуля до трех лет. В общей сложности в докладе представлены 12 проектов, для каждого описаны исходная проблема, предлагаемые пути решения и результаты, ожидаемое финансирование и риски в случае, если проект будет отклонен. Презентация доклада, пояснили «Интерфаксу» в пресс-службе ВШЭ, состоится 11 апреля на Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.