Формирование у школьников устойчивого интереса к естественно-научным и инженерно-математическим знаниям посредством ознакомления с профессиями и видами деятельности в сфере изучения и освоения космоса
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №7"
2. Задачи, решаемые посредством внедрения инновации
1. Разработка и введение в действие комплекса локальных нормативных актов в образовательной организации, обеспечивающих содержательную определенность заявленной педагогической инновации, эффективную координацию субъектов ее реализации, а также устойчивость ее результатов после завершения проекта.
2. Отражение в программах урочной и внеурочной деятельности содержания, форм и методов популяризации знаний о космосе, достижений в области мировой и отечественной космонавтики, профессий в сфере изучения и освоения космоса.
3. Создание в образовательной организации методической системы, обеспечивающей готовность педагогов применять стратегии формирования интереса школьников к естественно-научному и инженерно-математическому образованию с использованием методов популяризации знаний о космосе и космической деятельности.
4. Проектирование в образовательной организации системы внеурочной деятельности, направленной на расширение практики применения школьниками естественно-научных и инженерно-математических знаний в процессе ознакомления с профессиями и видами деятельности в космической отрасли.
5. Формирование системы социального партнерства с организациями образовательной, культурной, научной, производственной сферы и сферы бизнеса, способными объединить свои ресурсы для развития практики знакомства школьников с профессиями и видами деятельности в сфере изучения и освоения космоса.
6. Создание авторской практики формирования у школьников интереса к естественно-научным и инженерно-математическим знаниям посредством ознакомления с профессиями и видами деятельности в сфере изучения и освоения космоса, распространение положений этой практики среди общеобразовательных организаций Российской Федерации.
3. Целевая аудитория
Обучающиеся и их родители, педагоги МАОУ «СОШ № 7»; педагогические коллективы общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации, социальные партнеры из числа образовательных организаций высшего образования, промышленных предприятий, организаций Госкорпорации «РОСКОСМОС», Центра подготовки космонавтов.
4. Описание сути инновации
Космическая тематика, в особенности научно-фантастическая, традиционно вызывает невероятное любопытство, интерес и фантазию школьников, стимулирует их к творчеству. Поэтому обогащение содержания урочной и внеурочной деятельности космической тематикой научного, научно-популярного и научно-фантастического контекстов будет стимулировать у школьников интерес к познанию тайн Вселенной, изучению фундаментальных физических теорий и законов. Соответственно на уроках физики, химии, биологии, математики, астрономии, информатики и технологии, а при умелом использовании – даже на предметах гуманитарного цикла – у школьников заметно сильнее будет обнаруживаться стремление понять основы мироустройства, механизмы использования для его описания физических законов и математических моделей. Будучи педагогически правильно поддержаны, такие любопытство, интерес и фантазии школьников с высокой долей вероятности трансформируются в устойчивые формы метапредметных результатов, важные с точки зрения становления исследовательского и проектного мышления. Последние являются необходимым основанием для повышения качества естественно-научного и инженерно-математического образования.
Предлагаемая идея инновации заключается в использовании новых стратегий популяризации знаний о космосе, ознакомления с профессиями и видами деятельности в сфере изучения и освоения космического пространства для повышения у обучающихся интереса к естественно-научным и инженерно-математическим знаниям. К данным стратегиям относятся: освоение методики преподавания по межпредметным технологиям; новейших интерактивных методов популяризаторской и просветительской деятельности среди школьников (кинопедагогика, метод оркестровки, арт-бук); методов обучения и воспитания, основанных на психологических закономерностях восприятия и передачи информации (когнитивное внушение, эмоциональное заражение, позитивное подражание). Важную роль играет разработка и внедрение уникальных образовательных экскурсионных маршрутов (на космодромы, предприятия аэрокосмической отрасли – ЦПК им. Ю.А.Гагарина, ЦУП). Все вышеперечисленное станет предпосылкой для повышения качества школьного естественно-научного и инженерно-математического образования и основой для возможного профессионального выбора в сфере космической деятельности.
5. Мероприятия по внедрению / распространению инновации
В МАОУ «СОШ № 7» сформирована нормативная и организационно-методическая база инновационной деятельности. Разработаны локальные акты: Положение о творческой группе по реализации инновационного проекта; Положение о школьном пресс-центре; Положение об областной краеведческой экспедиции «Урал космический»; Положение о проведении I регионального образовательного аэрокосмического форума «Старт в небо».
Создан видеоролик, отражающий ход работы коллектива школы по формированию у обучающихся интереса к естественно-научным и инженерно-математическим знаниям через ознакомление с профессиями и видами деятельности в сфере изучения и освоения космоса. На сайте школы и в официальной группе ВКонтакте размещены ролики о прошедших в рамках проекта мероприятиях.
Педагогическим коллективом проведены два обучающих вебинара для руководящих и педагогических работников, родителей. На вебинаре «Новые стратегии повышения качества школьного естественно-научного и инженерно-математического образования» были рассмотрены актуальные вопросы, связанные с включением космической тематики в содержание образовательных программ с целью повышения качества естественно-научного и инженерно-математического образования. Представлен опыт по ознакомлению с миром космоса на уроках географии, использованию инновационных форм и приемов работы с обучающимися в преподавании математики с использованием материалов о космосе. Сделан важный акцент на роли астрономии в повышении качества естественно-научного образования. Ярким и интересным было также представление опыта работы школы по реализации курса «Я - исследователь» в 1-4 классах. Участниками данного вебинара стали 266 руководящих и педагогических работников, родителей обучающихся из 32 образовательных организаций Российской Федерации 7 федеральных округов: Республик Башкортостан, Коми, Удмуртия, Кабардино-Балкария, Ямало-Ненецкого автономного округа, Краснодарского края, Тамбовской, Тюменской, Новосибирской, Воронежской, Курганской, Курской, Липецкой, Свердловской, Челябинской областей, г. Санкт-Петербурга. Участниками обучающего вебинара «Использование методов кинопедагогики в популяризации научных знаний о космосе, достижениях мировой и отечественной космонавтики» стали не только педагоги и руководители образовательных организаций, но и родители обучающихся.
География 309-ти слушателей (из числа руководящих и педагогических работников, родителей) из 35 образовательных организаций включила:
Республики Башкортостан, Коми, Удмуртия, Кабардино-Балкария, Чеченскую республики, Ямало-Ненецкий автономный округ, Краснодарский край, Тамбовскую, Тюменскую, Новосибирскую, Воронежскую, Курганскую, Курскую, Липецкую, Свердловскую, Челябинскую области, г. Санкт-Петербург (всего 7 федеральных округов). Вебинар был посвящен психологическим особенностям восприятия продукции киноиндустрии современными школьниками, представлению практических наработок педагогического коллектива школы в формировании интереса к естественнонаучным и инженерно-математическим дисциплинам средствами кинопедагогики в процессе учебной деятельности. Обобщен опыт о возможностях и перспективах использования кинопедагогики в современном школьном пространстве через внеурочную деятельность, включая как использование готовых продуктов киноиндустрии, так и создание детьми собственных, а также практику обучения педагогов основам кинопедагогики.
Кафедрой педагогики и психологии ГБУ ДПО «ЧИППКРО» проведено обучение 30 педагогических работников МАОУ «СОШ № 7» по дополнительной профессиональной программе «Современные образовательные технологии. Методические особенности применения межпредметных технологий в образовательном процессе», которые включают:
1. Современные нормативно-правовые основы образования;
2. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности;
3. Содержательные и процессуальные аспекты использования межпредметных технологий в образовательном процессе (тьюторское сопровождение, наставничество, здоровьесберегающие и ИК-технологии, исследовательская и проектная деятельность);
4. Прикладные аспекты организации и осуществления образовательного процесса с использованием современных междпредметных технологий (кинопедагогика, тайм-менджмент, тексты новой природы). Доля учителей, освоивших и применяющих методику преподавания по межпредметным технологиям, составила 53,5% (от общего количества учителей школы – 56 чел.).
В рамках национальной методической сети МАОУ «СОШ № 7» была создана локальная (проектная) методическая сеть, состав организаций-участников которой – 31 школа-грантополучатель из 24 субъектов Российской Федерации 7 федеральных округов. Школа является активным участником сетей «Поддержка детского и юношеского чтения», «Развитие внеурочной деятельности обучающихся в условиях сельской школы», «Инновации в школьном естественно-научном и инженерно-математическом образовании», «Внутришкольная система оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся», «Цифровая образовательная среда и электронное обучение в образовательной организации» на платформе конкурсшкол.рф (вошла в 39 сетей, созданных организациями-грантополучателями).
Разработана целостная концепция формирования у школьников интереса к естественно-научным и инженерно-математическим знаниям посредством ознакомления с профессиями и видами деятельности в сфере изучения и освоения космоса. В Концепции нашли отражение нормативно-правовые аспекты деятельности коллектива, основные педагогические механизмы реализации стратегии, включающие обновление содержания основных образовательных программ, выстраивание экскурсионно-образовательных маршрутов, использование метода кинопедагогики и ресурсов социального партнерства.
Скорректированы действующие локальные акты: внесены изменения в Положение о внутренней системе оценки качества образования МАОУ «СОШ № 7»; Положение об оплате труда работников МАОУ «СОШ № 7». Учителями-предметниками проанализировано содержание рабочих программ учебных предметов начального, основного и среднего общего образования по предметам учебного плана, разработаны темы проектов о космосе (начальная школа, английский язык, русский язык и литература, математика, физика, биология, география); составлены дополнения к рабочим программам, включающие материал о космосе, достижениях мировой и отечественной космонавтики, профессиях и видах деятельности в сфере изучения и освоения космоса (физика, история и обществознание, математика, ОБЖ, технология, ИЗО, география, английский язык, литература, русский язык, начальное общее образование). Данные материалы включены в содержание рабочих программ.
Разработаны рабочие программы курсов внеурочной деятельности, ориентированные на популяризацию знаний о космосе, достижений в области мировой и отечественной космонавтики, профессий в сфере изучения и освоения космоса: «Удивительный мир космоса» (начальное общее образование); «Мы и космос: покорители Вселенной» (основное общее образование); «Человек. Земля. Космос» (среднее общее образование»).
Разработаны дополнительные общеразвивающие программы, направленные на применение школьниками естественно-научных и инженерно-математических знаний в решении прикладных задач: «Юные космонавты» (для младших школьников 7-10 лет); «Поиск и спасение космонавтов» (для подростков 11-14 лет); «Авиаторы» (для старших школьников 15-17 лет).
Данные программы вошли в методическое пособие «Профессии и виды деятельности в космической отрасли в интерпретации школьного естественно-научного и инженерно-математического образования», изданное школьным пресс-центром.
Силами педагогов разработаны и проведены три обучающих семинара. Представлены рекомендации о необходимости развития и совершенствования своего актёрского мастерства педагогами, являющегося одним из условий успешного воздействия на обучающихся. Проанализированы психолого-педагогические предпосылки эффективности публичного выступления, даны рекомендации по учету особенностей вербальных, невербальных, эмоциональных и рациональных методов воздействия на обучающихся. Представлен также опыт работы педагогов школы во внеурочной деятельности (использование артистизма как способа мотивации обучающихся к занятиям). В ходе семинаров был проведен психологический тренинг для участников, даны рекомендации по учету особенностей восприятия информации обучающимися разных возрастов, представлен опыт работы педагогов школы по работе с информацией младших школьников в процессе моделирования, по преобразованию и использованию информации обучающимися основной школы при выполнении проектов. В популяризации научных знаний в условиях общеобразовательной школы выделены основные принципы, методы и формы. Широкой общественности представлены опыт реализации программы детского оздоровительного летнего школьного лагеря «Созвездие», а также опыт работы по использованию ресурсов Российского движения школьников в популяризации научных знаний, что является на сегодняшний день очень актуальным для большинства образовательных организаций Российской Федерации.
Методические разработки педагогического коллектива опубликованы в педагогических журналах ВАК:
- статья «Эффективные стратегии повышения качества школьного естественно-научного и инженерно-математического образования с использованием методов популяризации научных знаний о космосе» - в научном международном журнале «Мир науки, культуры, образования» №6 (73);
- статья «Подготовка педагогов общеобразовательных организаций к популяризации научных знаний о космосе» опубликована в журнале Вестник ЧГПУ №7 за 2018 год.
Педагоги школы являются одними из разработчиков и тьюторами модульного курса «Педагогическая система ознакомления школьников с профессиями с области космической деятельности и освоения космоса», который включен в программу повышения квалификации «Современные образовательные технологии. Педагогическая деятельность в условиях перехода на ФГОС ОО», разработанной и реализуемой ГБУ ДПО «ЧИППКРО» для педагогов Челябинской области.
Группой педагогов школы разработан и опубликован Атлас профессий космической отрасли «Профессии будущего. Космос», содержащий информацию о 27 профессиях космической отрасли. Издание предназначено для обучающихся основной и средней школы, учителей-предметников, родителей, людей, интересующихся космической отраслью. В пособии представлены интересные факты, сведения об условиях труда, требованиях к знаниям и умениям специалиста, профессионально важные качества людей этого направления и перечень учебных организаций, в которых готовят специалистов данного профиля.
Коллективом школы активно разрабатываются и внедряются уникальные образовательные маршруты: группа из 6 обучающихся и 4 педагогов посетила г. Байконур и побывала на пилотируемом запуске космического корабля «Союз МС-11» (осуществленного ракетой-носителем «Союз-ФГ») с тремя участниками экспедиций МКС-57 и 58/59: россиянином Олегом Кононенко, командиром ТПК «Союз МС», бортинженером МКС-57, командиром МКС-58; канадцем Давид Сен-Жаком, бортинженером-1 ТПК «Союз МС», бортинженером МКС-57/58; женщиной-астронавтом из США Энн Макклейн, бортинженером-2 ТПК «Союз МС», бортинженером МКС-57/58. Состоялась также туристическая поездка 9 обучающихся школы с руководителем в г. Москва, включая экскурсии в Звездный городок и г. Королёв, в ЦПК им. Ю.А.Гагарина и ЦУП.
Ученики МАОУ «СОШ № 7», активно участвуя в деятельности Российского движения школьников (РДШ), стали победителями конкурсных отборов на смены во Всероссийские детские центры – за период с апреля по декабрь 2018 года их посетили 8 обучающихся: смена в ВДЦ «Орленок» «Шаг в будущее страны», смена РДШ «В парке будущего» в ВДЦ «Смена» (образовательная программа центра включала площадки «Инженерия космических систем», «Управление приемом и обработкой гидрометеорологических данных», «Метеонаблюдатель», «Прототипирование», «Управление беспилотными летательными аппаратами» и др.), смена в МДЦ «Артек» – «Астероид № 1956».
Ярким обобщением опыта работы коллектива обучающихся, родителей и педагогов стало проведение на базе школы двух мероприятий регионального уровня. I Региональный образовательный аэрокосмический Форум собрал 17 команд школьников 8-11 классов и педагогов Челябинской области и Республики Башкортостан (общее количество – 120 человек). Для обучающихся в программе Форума была организована «Классная встреча» с представителем отряда поиска и спасания космонавтов в/ч «Упрун», проведена интерактивная выставка «Наша школьная планета», тренинги общения и игры на командообразование, экскурсия по школьному Залу авиации и космонавтики, занятия в лаборатории «Конструкторское бюро» по изучению закона Бернулли и созданию моделей самолетов, интеллектуальная игра «Космический ринг», тренинг по профориентации «Мой выбор», мастер-класс на скалодроме «Поиск и спасение космонавтов», конкурс, включающий командные соревнования в теории решения изобретательских задач и личное первенство по технологии развития памяти и логики, кинолекторий о работе космонавтов на МКС.
В октябре 2018 года стартовала Областная краеведческая экспедиция «Урал космический». Цель: популяризация профессий аэрокосмической отрасли и промышленных предприятий Челябинской области через историко-краеведческую и туристско-познавательную деятельность среди обучающихся школьного возраста. В ходе участия в мероприятии школьники создавали собственные блоги в сети ВКонтакте, где отражали прохождение маршрута в виде постов. Приняли участие в экспедиции ребята с разных уголков Челябинской области (5 команд и 6 индивидуальных участников). В декабре были подведены итоги первого этапа экспедиции. Проведение мероприятия способствовало активизации исследовательской работы обучающихся, активизации их интереса к истории малой родины, развитию самостоятельности и творчества. Использование ресурсов сети Интернет позволило усовершенствовать навыки поиска и анализа информации, позволило обучающимся повысить информационную грамотность.
Заключено соглашение с войсковой частью 84357 320-й отдельной авиационно-транспортной эскадрильи 5-й армии ВВС и ПВО, которая обслуживает подразделения поисково-спасательного отряда Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина.
Совместно с аэрокосмическим факультетом ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» (г. Челябинск) на основе соглашения о сотрудничестве разработана программа внеурочного курса профориентационной направленности «Человек и профессия» для обучающихся 10-11 классов школы. Главной целью программы является формирование психологической готовности обучающихся к совершению осознанного профессионального выбора, ориентация их на поступление на аэрокосмический факультет ЮУрГУ для продолжения образования и получения профессии в сфере изучения и освоения космоса.
Заключен договор с ГБОУ «Челябинский областной многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей» в городе Челябинске.
В рамках сотрудничества с Героем России, летчиком-космонавтом РФ М.Б. Корниенко два обучающихся школы побывали в летней II смене VII Международной аэрокосмической школы им. космонавта - испытателя СССР У.Н Султанова (МАКШ) в д. Калиновка Давлеткановского района Республики Башкортостан
Победа в конкурсном отборе позволила команде обучающихся школы побывать на IV Всероссийском молодежном космическом фестивале «КосмоФест Восточный» и посетить космодром «Восточный», интерактивные лекции, мастер-классы, проектные мастерские и лаборатории: «Ракетостроение», «Робототехника», «Дистанционное зондирование Земли», «3Д моделирование и прототипирование, «Моделирование перспективных малых космических аппаратов», а также познакомиться с первым российским образовательным робототехническим пособием про покорение ближнего космоса Хакатон «Лунная Одиссея».
Команда обучающихся школьной телестудии стала победителем заочного этапа Всероссийского детского кинофестиваля РДШ «Снимаю кино» и приняла участие в очном этапе в городе Москва (в составе 10 школ Российской Федерации), сняв фильм и одержав победу в номинации «Игровое кино» за лучший сценарий. В рамках Зимнего фестиваля Российского движения школьников состоялась встреча и общение ребят с Председателем РДШ С.Н.Рязанским, летчиком-космонавтом РФ, Героем России, на тему «Как снимать видео в космосе».
Приобретено оборудование для укрепления материально-технической базы внеурочной деятельности в МАОУ «СОШ № 7»: 3D принтер и 3D-ручки для выполнения широкого спектра задач в области трехмерной печати; цифровая лаборатория по биологии для проектно-исследовательской деятельности школьников; модель Теллурий Орбит для демонстрации взаимного положения Солнца, Земли и Луны. Для использования в ходе экспериментов, проектной деятельности, куплены видеокамера и периферийное устройство, цифровые микроскопы, комплекты стартового оборудования для ракетомоделирования.
6. Ссылки на электронные ресурсы
информация об инновационном проекте на официальном сайте школы - http://school7-yu.ucoz.ru/index/innovacionnyj_proekt/0-442 и фотоальбомы в группе ВКонтакте - https://vk.com/album-155727066_260270819
локальная методическая сеть в рамках федеральной сети на платформе конкурсшкол.рф - https://xn--j1aaaehfdojs1d.xn--p1ai/methodical-network/id/get/291
ресурс о I Региональном образовательном аэрокосмическом форуме «Старт в небо» - https://vk.com/startinthesky, видеоролик - https://www.youtube.com/watch?v=19wzErMLu60
профориентационный интернет-проект – областная краеведческая экспедиция «Урал космический» - https://vk.com/uralkosm, блог победителя проекта, космический маршрут «Южноуральск космический» - https://vk.com/yuzhspace
итоговый видеоролик - https://www.youtube.com/watch?v=MrblQckfOw4&t=17s
вебинар «Новые стратегии повышения качества школьного естественно-научного и инженерно-математического образования» - https://www.youtube.com/watch?v=VQH2Siok2M4&t=36s
вебинар «Использование методов кинопедагогики в популяризации научных знаний» - https://www.youtube.com/watch?v=mstTUToYXDw&t=596s
семинар «Возрастные особенности восприятия и передачи информации школьниками» - https://www.youtube.com/watch?v=4SNNY8Z9vCA&t=84s
семинар «Эффективные методы популяризации научных знаний в школьном образовании» - https://www.youtube.com/watch?v=EW1de18QWgE&t=20s
семинар «Актерская выразительность педагога» - https://www.youtube.com/watch?v=aI0GRxKe6fM
1. Разработка и введение в действие комплекса локальных нормативных актов в образовательной организации, обеспечивающих содержательную определенность заявленной педагогической инновации, эффективную координацию субъектов ее реализации, а также устойчивость ее результатов после завершения проекта.
2. Отражение в программах урочной и внеурочной деятельности содержания, форм и методов популяризации знаний о космосе, достижений в области мировой и отечественной космонавтики, профессий в сфере изучения и освоения космоса.
3. Создание в образовательной организации методической системы, обеспечивающей готовность педагогов применять стратегии формирования интереса школьников к естественно-научному и инженерно-математическому образованию с использованием методов популяризации знаний о космосе и космической деятельности.
4. Проектирование в образовательной организации системы внеурочной деятельности, направленной на расширение практики применения школьниками естественно-научных и инженерно-математических знаний в процессе ознакомления с профессиями и видами деятельности в космической отрасли.
5. Формирование системы социального партнерства с организациями образовательной, культурной, научной, производственной сферы и сферы бизнеса, способными объединить свои ресурсы для развития практики знакомства школьников с профессиями и видами деятельности в сфере изучения и освоения космоса.
6. Создание авторской практики формирования у школьников интереса к естественно-научным и инженерно-математическим знаниям посредством ознакомления с профессиями и видами деятельности в сфере изучения и освоения космоса, распространение положений этой практики среди общеобразовательных организаций Российской Федерации.
3. Целевая аудитория
Обучающиеся и их родители, педагоги МАОУ «СОШ № 7»; педагогические коллективы общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации, социальные партнеры из числа образовательных организаций высшего образования, промышленных предприятий, организаций Госкорпорации «РОСКОСМОС», Центра подготовки космонавтов.
4. Описание сути инновации
Космическая тематика, в особенности научно-фантастическая, традиционно вызывает невероятное любопытство, интерес и фантазию школьников, стимулирует их к творчеству. Поэтому обогащение содержания урочной и внеурочной деятельности космической тематикой научного, научно-популярного и научно-фантастического контекстов будет стимулировать у школьников интерес к познанию тайн Вселенной, изучению фундаментальных физических теорий и законов. Соответственно на уроках физики, химии, биологии, математики, астрономии, информатики и технологии, а при умелом использовании – даже на предметах гуманитарного цикла – у школьников заметно сильнее будет обнаруживаться стремление понять основы мироустройства, механизмы использования для его описания физических законов и математических моделей. Будучи педагогически правильно поддержаны, такие любопытство, интерес и фантазии школьников с высокой долей вероятности трансформируются в устойчивые формы метапредметных результатов, важные с точки зрения становления исследовательского и проектного мышления. Последние являются необходимым основанием для повышения качества естественно-научного и инженерно-математического образования.
Предлагаемая идея инновации заключается в использовании новых стратегий популяризации знаний о космосе, ознакомления с профессиями и видами деятельности в сфере изучения и освоения космического пространства для повышения у обучающихся интереса к естественно-научным и инженерно-математическим знаниям. К данным стратегиям относятся: освоение методики преподавания по межпредметным технологиям; новейших интерактивных методов популяризаторской и просветительской деятельности среди школьников (кинопедагогика, метод оркестровки, арт-бук); методов обучения и воспитания, основанных на психологических закономерностях восприятия и передачи информации (когнитивное внушение, эмоциональное заражение, позитивное подражание). Важную роль играет разработка и внедрение уникальных образовательных экскурсионных маршрутов (на космодромы, предприятия аэрокосмической отрасли – ЦПК им. Ю.А.Гагарина, ЦУП). Все вышеперечисленное станет предпосылкой для повышения качества школьного естественно-научного и инженерно-математического образования и основой для возможного профессионального выбора в сфере космической деятельности.
5. Мероприятия по внедрению / распространению инновации
В МАОУ «СОШ № 7» сформирована нормативная и организационно-методическая база инновационной деятельности. Разработаны локальные акты: Положение о творческой группе по реализации инновационного проекта; Положение о школьном пресс-центре; Положение об областной краеведческой экспедиции «Урал космический»; Положение о проведении I регионального образовательного аэрокосмического форума «Старт в небо».
Создан видеоролик, отражающий ход работы коллектива школы по формированию у обучающихся интереса к естественно-научным и инженерно-математическим знаниям через ознакомление с профессиями и видами деятельности в сфере изучения и освоения космоса. На сайте школы и в официальной группе ВКонтакте размещены ролики о прошедших в рамках проекта мероприятиях.
Педагогическим коллективом проведены два обучающих вебинара для руководящих и педагогических работников, родителей. На вебинаре «Новые стратегии повышения качества школьного естественно-научного и инженерно-математического образования» были рассмотрены актуальные вопросы, связанные с включением космической тематики в содержание образовательных программ с целью повышения качества естественно-научного и инженерно-математического образования. Представлен опыт по ознакомлению с миром космоса на уроках географии, использованию инновационных форм и приемов работы с обучающимися в преподавании математики с использованием материалов о космосе. Сделан важный акцент на роли астрономии в повышении качества естественно-научного образования. Ярким и интересным было также представление опыта работы школы по реализации курса «Я - исследователь» в 1-4 классах. Участниками данного вебинара стали 266 руководящих и педагогических работников, родителей обучающихся из 32 образовательных организаций Российской Федерации 7 федеральных округов: Республик Башкортостан, Коми, Удмуртия, Кабардино-Балкария, Ямало-Ненецкого автономного округа, Краснодарского края, Тамбовской, Тюменской, Новосибирской, Воронежской, Курганской, Курской, Липецкой, Свердловской, Челябинской областей, г. Санкт-Петербурга. Участниками обучающего вебинара «Использование методов кинопедагогики в популяризации научных знаний о космосе, достижениях мировой и отечественной космонавтики» стали не только педагоги и руководители образовательных организаций, но и родители обучающихся.
География 309-ти слушателей (из числа руководящих и педагогических работников, родителей) из 35 образовательных организаций включила:
Республики Башкортостан, Коми, Удмуртия, Кабардино-Балкария, Чеченскую республики, Ямало-Ненецкий автономный округ, Краснодарский край, Тамбовскую, Тюменскую, Новосибирскую, Воронежскую, Курганскую, Курскую, Липецкую, Свердловскую, Челябинскую области, г. Санкт-Петербург (всего 7 федеральных округов). Вебинар был посвящен психологическим особенностям восприятия продукции киноиндустрии современными школьниками, представлению практических наработок педагогического коллектива школы в формировании интереса к естественнонаучным и инженерно-математическим дисциплинам средствами кинопедагогики в процессе учебной деятельности. Обобщен опыт о возможностях и перспективах использования кинопедагогики в современном школьном пространстве через внеурочную деятельность, включая как использование готовых продуктов киноиндустрии, так и создание детьми собственных, а также практику обучения педагогов основам кинопедагогики.
Кафедрой педагогики и психологии ГБУ ДПО «ЧИППКРО» проведено обучение 30 педагогических работников МАОУ «СОШ № 7» по дополнительной профессиональной программе «Современные образовательные технологии. Методические особенности применения межпредметных технологий в образовательном процессе», которые включают:
1. Современные нормативно-правовые основы образования;
2. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности;
3. Содержательные и процессуальные аспекты использования межпредметных технологий в образовательном процессе (тьюторское сопровождение, наставничество, здоровьесберегающие и ИК-технологии, исследовательская и проектная деятельность);
4. Прикладные аспекты организации и осуществления образовательного процесса с использованием современных междпредметных технологий (кинопедагогика, тайм-менджмент, тексты новой природы). Доля учителей, освоивших и применяющих методику преподавания по межпредметным технологиям, составила 53,5% (от общего количества учителей школы – 56 чел.).
В рамках национальной методической сети МАОУ «СОШ № 7» была создана локальная (проектная) методическая сеть, состав организаций-участников которой – 31 школа-грантополучатель из 24 субъектов Российской Федерации 7 федеральных округов. Школа является активным участником сетей «Поддержка детского и юношеского чтения», «Развитие внеурочной деятельности обучающихся в условиях сельской школы», «Инновации в школьном естественно-научном и инженерно-математическом образовании», «Внутришкольная система оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся», «Цифровая образовательная среда и электронное обучение в образовательной организации» на платформе конкурсшкол.рф (вошла в 39 сетей, созданных организациями-грантополучателями).
Разработана целостная концепция формирования у школьников интереса к естественно-научным и инженерно-математическим знаниям посредством ознакомления с профессиями и видами деятельности в сфере изучения и освоения космоса. В Концепции нашли отражение нормативно-правовые аспекты деятельности коллектива, основные педагогические механизмы реализации стратегии, включающие обновление содержания основных образовательных программ, выстраивание экскурсионно-образовательных маршрутов, использование метода кинопедагогики и ресурсов социального партнерства.
Скорректированы действующие локальные акты: внесены изменения в Положение о внутренней системе оценки качества образования МАОУ «СОШ № 7»; Положение об оплате труда работников МАОУ «СОШ № 7». Учителями-предметниками проанализировано содержание рабочих программ учебных предметов начального, основного и среднего общего образования по предметам учебного плана, разработаны темы проектов о космосе (начальная школа, английский язык, русский язык и литература, математика, физика, биология, география); составлены дополнения к рабочим программам, включающие материал о космосе, достижениях мировой и отечественной космонавтики, профессиях и видах деятельности в сфере изучения и освоения космоса (физика, история и обществознание, математика, ОБЖ, технология, ИЗО, география, английский язык, литература, русский язык, начальное общее образование). Данные материалы включены в содержание рабочих программ.
Разработаны рабочие программы курсов внеурочной деятельности, ориентированные на популяризацию знаний о космосе, достижений в области мировой и отечественной космонавтики, профессий в сфере изучения и освоения космоса: «Удивительный мир космоса» (начальное общее образование); «Мы и космос: покорители Вселенной» (основное общее образование); «Человек. Земля. Космос» (среднее общее образование»).
Разработаны дополнительные общеразвивающие программы, направленные на применение школьниками естественно-научных и инженерно-математических знаний в решении прикладных задач: «Юные космонавты» (для младших школьников 7-10 лет); «Поиск и спасение космонавтов» (для подростков 11-14 лет); «Авиаторы» (для старших школьников 15-17 лет).
Данные программы вошли в методическое пособие «Профессии и виды деятельности в космической отрасли в интерпретации школьного естественно-научного и инженерно-математического образования», изданное школьным пресс-центром.
Силами педагогов разработаны и проведены три обучающих семинара. Представлены рекомендации о необходимости развития и совершенствования своего актёрского мастерства педагогами, являющегося одним из условий успешного воздействия на обучающихся. Проанализированы психолого-педагогические предпосылки эффективности публичного выступления, даны рекомендации по учету особенностей вербальных, невербальных, эмоциональных и рациональных методов воздействия на обучающихся. Представлен также опыт работы педагогов школы во внеурочной деятельности (использование артистизма как способа мотивации обучающихся к занятиям). В ходе семинаров был проведен психологический тренинг для участников, даны рекомендации по учету особенностей восприятия информации обучающимися разных возрастов, представлен опыт работы педагогов школы по работе с информацией младших школьников в процессе моделирования, по преобразованию и использованию информации обучающимися основной школы при выполнении проектов. В популяризации научных знаний в условиях общеобразовательной школы выделены основные принципы, методы и формы. Широкой общественности представлены опыт реализации программы детского оздоровительного летнего школьного лагеря «Созвездие», а также опыт работы по использованию ресурсов Российского движения школьников в популяризации научных знаний, что является на сегодняшний день очень актуальным для большинства образовательных организаций Российской Федерации.
Методические разработки педагогического коллектива опубликованы в педагогических журналах ВАК:
- статья «Эффективные стратегии повышения качества школьного естественно-научного и инженерно-математического образования с использованием методов популяризации научных знаний о космосе» - в научном международном журнале «Мир науки, культуры, образования» №6 (73);
- статья «Подготовка педагогов общеобразовательных организаций к популяризации научных знаний о космосе» опубликована в журнале Вестник ЧГПУ №7 за 2018 год.
Педагоги школы являются одними из разработчиков и тьюторами модульного курса «Педагогическая система ознакомления школьников с профессиями с области космической деятельности и освоения космоса», который включен в программу повышения квалификации «Современные образовательные технологии. Педагогическая деятельность в условиях перехода на ФГОС ОО», разработанной и реализуемой ГБУ ДПО «ЧИППКРО» для педагогов Челябинской области.
Группой педагогов школы разработан и опубликован Атлас профессий космической отрасли «Профессии будущего. Космос», содержащий информацию о 27 профессиях космической отрасли. Издание предназначено для обучающихся основной и средней школы, учителей-предметников, родителей, людей, интересующихся космической отраслью. В пособии представлены интересные факты, сведения об условиях труда, требованиях к знаниям и умениям специалиста, профессионально важные качества людей этого направления и перечень учебных организаций, в которых готовят специалистов данного профиля.
Коллективом школы активно разрабатываются и внедряются уникальные образовательные маршруты: группа из 6 обучающихся и 4 педагогов посетила г. Байконур и побывала на пилотируемом запуске космического корабля «Союз МС-11» (осуществленного ракетой-носителем «Союз-ФГ») с тремя участниками экспедиций МКС-57 и 58/59: россиянином Олегом Кононенко, командиром ТПК «Союз МС», бортинженером МКС-57, командиром МКС-58; канадцем Давид Сен-Жаком, бортинженером-1 ТПК «Союз МС», бортинженером МКС-57/58; женщиной-астронавтом из США Энн Макклейн, бортинженером-2 ТПК «Союз МС», бортинженером МКС-57/58. Состоялась также туристическая поездка 9 обучающихся школы с руководителем в г. Москва, включая экскурсии в Звездный городок и г. Королёв, в ЦПК им. Ю.А.Гагарина и ЦУП.
Ученики МАОУ «СОШ № 7», активно участвуя в деятельности Российского движения школьников (РДШ), стали победителями конкурсных отборов на смены во Всероссийские детские центры – за период с апреля по декабрь 2018 года их посетили 8 обучающихся: смена в ВДЦ «Орленок» «Шаг в будущее страны», смена РДШ «В парке будущего» в ВДЦ «Смена» (образовательная программа центра включала площадки «Инженерия космических систем», «Управление приемом и обработкой гидрометеорологических данных», «Метеонаблюдатель», «Прототипирование», «Управление беспилотными летательными аппаратами» и др.), смена в МДЦ «Артек» – «Астероид № 1956».
Ярким обобщением опыта работы коллектива обучающихся, родителей и педагогов стало проведение на базе школы двух мероприятий регионального уровня. I Региональный образовательный аэрокосмический Форум собрал 17 команд школьников 8-11 классов и педагогов Челябинской области и Республики Башкортостан (общее количество – 120 человек). Для обучающихся в программе Форума была организована «Классная встреча» с представителем отряда поиска и спасания космонавтов в/ч «Упрун», проведена интерактивная выставка «Наша школьная планета», тренинги общения и игры на командообразование, экскурсия по школьному Залу авиации и космонавтики, занятия в лаборатории «Конструкторское бюро» по изучению закона Бернулли и созданию моделей самолетов, интеллектуальная игра «Космический ринг», тренинг по профориентации «Мой выбор», мастер-класс на скалодроме «Поиск и спасение космонавтов», конкурс, включающий командные соревнования в теории решения изобретательских задач и личное первенство по технологии развития памяти и логики, кинолекторий о работе космонавтов на МКС.
В октябре 2018 года стартовала Областная краеведческая экспедиция «Урал космический». Цель: популяризация профессий аэрокосмической отрасли и промышленных предприятий Челябинской области через историко-краеведческую и туристско-познавательную деятельность среди обучающихся школьного возраста. В ходе участия в мероприятии школьники создавали собственные блоги в сети ВКонтакте, где отражали прохождение маршрута в виде постов. Приняли участие в экспедиции ребята с разных уголков Челябинской области (5 команд и 6 индивидуальных участников). В декабре были подведены итоги первого этапа экспедиции. Проведение мероприятия способствовало активизации исследовательской работы обучающихся, активизации их интереса к истории малой родины, развитию самостоятельности и творчества. Использование ресурсов сети Интернет позволило усовершенствовать навыки поиска и анализа информации, позволило обучающимся повысить информационную грамотность.
Заключено соглашение с войсковой частью 84357 320-й отдельной авиационно-транспортной эскадрильи 5-й армии ВВС и ПВО, которая обслуживает подразделения поисково-спасательного отряда Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина.
Совместно с аэрокосмическим факультетом ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» (г. Челябинск) на основе соглашения о сотрудничестве разработана программа внеурочного курса профориентационной направленности «Человек и профессия» для обучающихся 10-11 классов школы. Главной целью программы является формирование психологической готовности обучающихся к совершению осознанного профессионального выбора, ориентация их на поступление на аэрокосмический факультет ЮУрГУ для продолжения образования и получения профессии в сфере изучения и освоения космоса.
Заключен договор с ГБОУ «Челябинский областной многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей» в городе Челябинске.
В рамках сотрудничества с Героем России, летчиком-космонавтом РФ М.Б. Корниенко два обучающихся школы побывали в летней II смене VII Международной аэрокосмической школы им. космонавта - испытателя СССР У.Н Султанова (МАКШ) в д. Калиновка Давлеткановского района Республики Башкортостан
Победа в конкурсном отборе позволила команде обучающихся школы побывать на IV Всероссийском молодежном космическом фестивале «КосмоФест Восточный» и посетить космодром «Восточный», интерактивные лекции, мастер-классы, проектные мастерские и лаборатории: «Ракетостроение», «Робототехника», «Дистанционное зондирование Земли», «3Д моделирование и прототипирование, «Моделирование перспективных малых космических аппаратов», а также познакомиться с первым российским образовательным робототехническим пособием про покорение ближнего космоса Хакатон «Лунная Одиссея».
Команда обучающихся школьной телестудии стала победителем заочного этапа Всероссийского детского кинофестиваля РДШ «Снимаю кино» и приняла участие в очном этапе в городе Москва (в составе 10 школ Российской Федерации), сняв фильм и одержав победу в номинации «Игровое кино» за лучший сценарий. В рамках Зимнего фестиваля Российского движения школьников состоялась встреча и общение ребят с Председателем РДШ С.Н.Рязанским, летчиком-космонавтом РФ, Героем России, на тему «Как снимать видео в космосе».
Приобретено оборудование для укрепления материально-технической базы внеурочной деятельности в МАОУ «СОШ № 7»: 3D принтер и 3D-ручки для выполнения широкого спектра задач в области трехмерной печати; цифровая лаборатория по биологии для проектно-исследовательской деятельности школьников; модель Теллурий Орбит для демонстрации взаимного положения Солнца, Земли и Луны. Для использования в ходе экспериментов, проектной деятельности, куплены видеокамера и периферийное устройство, цифровые микроскопы, комплекты стартового оборудования для ракетомоделирования.
6. Ссылки на электронные ресурсы
информация об инновационном проекте на официальном сайте школы - http://school7-yu.ucoz.ru/index/innovacionnyj_proekt/0-442 и фотоальбомы в группе ВКонтакте - https://vk.com/album-155727066_260270819
локальная методическая сеть в рамках федеральной сети на платформе конкурсшкол.рф - https://xn--j1aaaehfdojs1d.xn--p1ai/methodical-network/id/get/291
ресурс о I Региональном образовательном аэрокосмическом форуме «Старт в небо» - https://vk.com/startinthesky, видеоролик - https://www.youtube.com/watch?v=19wzErMLu60
профориентационный интернет-проект – областная краеведческая экспедиция «Урал космический» - https://vk.com/uralkosm, блог победителя проекта, космический маршрут «Южноуральск космический» - https://vk.com/yuzhspace
итоговый видеоролик - https://www.youtube.com/watch?v=MrblQckfOw4&t=17s
вебинар «Новые стратегии повышения качества школьного естественно-научного и инженерно-математического образования» - https://www.youtube.com/watch?v=VQH2Siok2M4&t=36s
вебинар «Использование методов кинопедагогики в популяризации научных знаний» - https://www.youtube.com/watch?v=mstTUToYXDw&t=596s
семинар «Возрастные особенности восприятия и передачи информации школьниками» - https://www.youtube.com/watch?v=4SNNY8Z9vCA&t=84s
семинар «Эффективные методы популяризации научных знаний в школьном образовании» - https://www.youtube.com/watch?v=EW1de18QWgE&t=20s
семинар «Актерская выразительность педагога» - https://www.youtube.com/watch?v=aI0GRxKe6fM