От выявления – до оценки: вектор индивидуализации образования в гимназии
МОУ "Гимназия № 17 Ворошиловского района Волгограда"
2. Задачи, решаемые посредством внедрения инновации
Цель инновации - модернизация, апробация и диссеминация внутриорганизационной системы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся за счет использования средств гуманитарно-ориентированной логистики и автоматизированных систем управления качеством образования.
3. Целевая аудитория
1. Обучающиеся общеобразовательных организаций.
2. Руководители и педагоги общеобразовательных организаций Российской Федерации.
3. Представители органов государственно-общественного управления образованием.
4. Команды специалистов общеобразовательных организаций (педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя, руководители).
4. Описание сути инновации
Новизна инновации заключается в том, система оценки качества индивидуальных достижений обучающихся рассматривается в гимназии в соответствии с оценкой степени реализации их индивидуальных образовательных потребностей как взаимосвязанных и неделимых в образовательном процессе составляющих. Было осуществлено структурирование основных информационных потоков, формируемых по результатам диагностических и мониторинговых исследований: выявления индивидуальных образовательных потребностей обучающихся и образовательного заказа семьи; оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся; корреляции индивидуальных образовательных достижений обучающихся с их индивидуальными образовательными потребностями.
По результатам выполненных работ логистическая модель оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся гимназии представлена системой четырех базовых модулей (сервисов): «Ученик», «Педагог», «Администрация», «Виртуальный сетевой методический кабинет».
Для каждого модуля (сервиса) разработано функционально-инструментальное наполнение, которое позволяет выстроить потоки информации между сервисами и обеспечить полноту, компенсаторность и динамичность информации, необходимой как для проведения оценочных процедур педагогами и администрацией гимназии, так и для самооценки обучающихся.
Пример функционально-инструментального наполнения модуля «Виртуальный сетевой методический кабинет»: обеспечена нормативная составляющая функционирования модуля (сервиса) – разработано «Положение о виртуальном сетевом методическом кабинете и инструкции по размещению, обновлению информации на сервисе. Определены базовые функции сервиса - функция обратной связи между операторами базовых модулей (сервисов) и методическая функция, проявляющаяся в предоставлении субъектам логистической модели оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся методико-консалтингового сопровождения оценочных процедур в Гимназии; размещении сертифицированных диагностик, методик, инстументария оценки качества образования.
Данная модель и ее содержательное и функционально-инструментальное наполнение позволяет систематизировать информационные потоки и минимизировать риски дублирования оценочных процедур различными индивидуальными и коллективными субъектами гимназии; сократить недостатки в реализации принципа компенсаторности оценочных процессов и их результатов; эффективно использовать ресурсы автоматизированных средств управления качеством образования, в частности автоматизированной системы VOTUM.
5. Мероприятия по внедрению / распространению инновации
Перспективы развития и диссеминации инновации связаны с уточнением условий воспроизводимости его результатов; разработанностью нормативно-правовых, организационно-методических и процессуально-технологических аспектов взаимодействия сетевых партнеров; пролонгацией договоров взаимодействия гимназии с сетевыми партнерами; увеличением количества целевых групп участников и благополучателей результатов проектной деятельности.
Так, в 2019 году планируется разработка сетевого плана графика реализации сетевого проекта «ВЛОИОДО» на 2019 год, его согласование с сетевыми партнерами; увеличение количества сетевых партнеров на 10 организаций, в том числе 50% - представители иных регионов Российской Федерации; проведение сетевого педагогического совета «Качество образования через призму его индивидуализации: сетевые ресурсы и индикаторы эффективности». Планируется проведение системы сетевых фасилитационных и форсайт-сессий «Эффективные модели оценки интегрированного образовательного результата обучающихся: внутришкольный опыт и сетевые ресурсы».
6. Ссылки на электронные ресурсы
https://gimnas17.wixsite.com/grant2018/o-proekte
https://gimnas17.wixsite.com/grant2018/konferenciya
https://gimnas17.wixsite.com/grant2018/vebinary
Цель инновации - модернизация, апробация и диссеминация внутриорганизационной системы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся за счет использования средств гуманитарно-ориентированной логистики и автоматизированных систем управления качеством образования.
3. Целевая аудитория
1. Обучающиеся общеобразовательных организаций.
2. Руководители и педагоги общеобразовательных организаций Российской Федерации.
3. Представители органов государственно-общественного управления образованием.
4. Команды специалистов общеобразовательных организаций (педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя, руководители).
4. Описание сути инновации
Новизна инновации заключается в том, система оценки качества индивидуальных достижений обучающихся рассматривается в гимназии в соответствии с оценкой степени реализации их индивидуальных образовательных потребностей как взаимосвязанных и неделимых в образовательном процессе составляющих. Было осуществлено структурирование основных информационных потоков, формируемых по результатам диагностических и мониторинговых исследований: выявления индивидуальных образовательных потребностей обучающихся и образовательного заказа семьи; оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся; корреляции индивидуальных образовательных достижений обучающихся с их индивидуальными образовательными потребностями.
По результатам выполненных работ логистическая модель оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся гимназии представлена системой четырех базовых модулей (сервисов): «Ученик», «Педагог», «Администрация», «Виртуальный сетевой методический кабинет».
Для каждого модуля (сервиса) разработано функционально-инструментальное наполнение, которое позволяет выстроить потоки информации между сервисами и обеспечить полноту, компенсаторность и динамичность информации, необходимой как для проведения оценочных процедур педагогами и администрацией гимназии, так и для самооценки обучающихся.
Пример функционально-инструментального наполнения модуля «Виртуальный сетевой методический кабинет»: обеспечена нормативная составляющая функционирования модуля (сервиса) – разработано «Положение о виртуальном сетевом методическом кабинете и инструкции по размещению, обновлению информации на сервисе. Определены базовые функции сервиса - функция обратной связи между операторами базовых модулей (сервисов) и методическая функция, проявляющаяся в предоставлении субъектам логистической модели оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся методико-консалтингового сопровождения оценочных процедур в Гимназии; размещении сертифицированных диагностик, методик, инстументария оценки качества образования.
Данная модель и ее содержательное и функционально-инструментальное наполнение позволяет систематизировать информационные потоки и минимизировать риски дублирования оценочных процедур различными индивидуальными и коллективными субъектами гимназии; сократить недостатки в реализации принципа компенсаторности оценочных процессов и их результатов; эффективно использовать ресурсы автоматизированных средств управления качеством образования, в частности автоматизированной системы VOTUM.
5. Мероприятия по внедрению / распространению инновации
Перспективы развития и диссеминации инновации связаны с уточнением условий воспроизводимости его результатов; разработанностью нормативно-правовых, организационно-методических и процессуально-технологических аспектов взаимодействия сетевых партнеров; пролонгацией договоров взаимодействия гимназии с сетевыми партнерами; увеличением количества целевых групп участников и благополучателей результатов проектной деятельности.
Так, в 2019 году планируется разработка сетевого плана графика реализации сетевого проекта «ВЛОИОДО» на 2019 год, его согласование с сетевыми партнерами; увеличение количества сетевых партнеров на 10 организаций, в том числе 50% - представители иных регионов Российской Федерации; проведение сетевого педагогического совета «Качество образования через призму его индивидуализации: сетевые ресурсы и индикаторы эффективности». Планируется проведение системы сетевых фасилитационных и форсайт-сессий «Эффективные модели оценки интегрированного образовательного результата обучающихся: внутришкольный опыт и сетевые ресурсы».
6. Ссылки на электронные ресурсы
https://gimnas17.wixsite.com/grant2018/o-proekte
https://gimnas17.wixsite.com/grant2018/konferenciya
https://gimnas17.wixsite.com/grant2018/vebinary