Метапредметный подход в формировании системы гражданско – патриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого - патриотической тропы «Мысхако»».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 27 города Новороссийска
2. Задачи, решаемые посредством внедрения инновации
Проект направлен на решение следующих задач государственной политики:
1) в сфере воспитания, сформулированных в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р:
- развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
- привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, краеведческих, спортивных проектах;
-создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции;
- формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
- развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма;
- развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
2) в сфере патриотического воспитания, сформулированных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493:
- активизацию интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;
- совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации;
- апробацию и внедрение современных программ, методик и технологий в деятельность по патриотическому воспитанию;
- повышение качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся;
- совершенствование форм и механизмов социального партнерства образовательных организаций, учреждений культуры, молодежной политики, необщественных и некоммерческих организаций по популяризации идей патриотизма;
3) в сфере образования, сформулированных в Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р:
- интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом;
- формирование у молодого поколения гражданской позиции, патриотизма;
- углубление знаний школьников через туристические походы - экскурсии.
4) в сфере развития дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики, сформулированных в государственной программе Российской Федерации «Развитие образование» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р:
- вовлечение детей и молодежи в занятия по дополнительным общеобразовательным программам спортивной и технической направленности, мероприятия по патриотическому воспитанию;
-совершенствование общественно-государственной системы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи
3. Целевая аудитория
Целевые аудитории, на которые ориентирована инновация: обучающиеся 1-11 классов, родители, педагоги.
4. Описание сути инновации
Данный проект направлен на развитие внеурочной деятельности обучающихся в условиях сельской школы. Инновационный характер представленного проекта просматривается в том, что ведущей линией, интегрирующей все направления и аспекты внеурочной деятельности обучающихся, является нацеленность на формирование метапредметных результатов, а также максимальное использование ресурса эколого-патриотической тропы. Под метапредметным подходом нами понимается совместная учебно-познавательная, проектно-исследовательская деятельность, формирование коммуникативных навыков и опыт социальной и межкультурной коммуникации, то есть освоенные обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Эколого-патриотическая тропа представляет собой туристический маршрут протяжённостью до 4,5 км, с высшей точкой нахождения во время экскурсии над уровнем моря - 212 м, на пути следования находятся можжевеловое редколесье, реликтовые и красно книжные растения, 10 памятников Великой Отечественной войны, разнообразный рельеф.
В каждом из пяти направлений, представляющих механизм реализации проекта, определены приоритетные формы работы, а также сделан акцент на формирование конкретных универсальных учебных действий. Направление «Краеведческо - поисковая работа» включает организацию поисковой работы; краеведческий компонент во внеклассной работе; уход за памятниками; кружок «Музейное дело; организацию экскурсий в школьный музей и по маршруту эколого – патриотической тропы «Мысхако». В направлении «Социальное проектирование» акцент сделан на выполнение проектов экологической и гражданско - патриотической направленности. В ходе реализации направления «Экскурсионно - туристическая деятельность» запланировано проведение экскурсий по эколого-патриотической тропе «Мысхако» для обучающихся; создание виртуальной эколого-патриотической тропы; проведение интерактивных экскурсий для обучающихся школ города и региона; проведение интерактивных экскурсий в школьном медиацентре. Подготовка и проведение мероприятий по направлению «Развитие самоуправления (профильные группы и отряды)» включает организацию работы летних тематических площадок по направлениям «Юный эколог», «Юный патриот», «Юный исследователь», «Юный экскурсовод». Реализация направления «Организация работы базовой школы и сетевого взаимодействия» предполагает проведение экскурсий и походов для обучающихся школ города края, гостей города; разработку новых туристических маршрутов; проведение городских туристических мероприятий, мероприятий гражданско - патриотической направленности.
5. Мероприятия по внедрению / распространению инновации
1. Формирование в образовательной организации нормативно-правовой и организационно – методической базы инновационной деятельности (разработка локальных актов, проектов договоров, внесение изменений и дополнений в локальные акты школы, внесение дополнений и изменений в Основную образовательную программу школы, Программу развития школы.
2. Оснащение школы техническими средствами, позволяющими реализовать проект, в том числе оснащение школьного медиацентра.
3. Подготовка пакета диагностических методик для оценки метапредметных результатов. Диагностика обучающихся – участников проекта, направленная на оценку метапредметных умений, в рамках обозначенных проектом (стартовая) с использованием googl-форм.
4. Обеспечение прохождения педагогами школы курсов повышения квалификации по применению межпредметных технологий в образовательном процессе.
5. Проведение мастер-классов, круглых столов, семинаров по теме проекта на базе школы для педагогов-участников инновационного проекта.
6. Заключение договоров о сотрудничестве и организация взаимодействия с социальными партнерами.
7. Подготовка и проведение мероприятий по направлению «Краеведческо - поисковая работа».
8. Подготовка и проведение мероприятий по направлению «Социальное проектирование».
9. Подготовка и проведение мероприятий по направлению «Экскурсионно - туристическая деятельность».
10. Подготовка и проведение мероприятий по направлению «Развитие самоуправления (профильные группы и отряды)».
11. Подготовка и проведение мероприятий по направлению «Организация работы базовой школы и сетевого взаимодействия».
12. Создание федеральной сети по теме «Развитие внеурочной деятельности обучающихся в условиях сельской школы».
13. Публикация статей по заявленной теме проекта.
14. Проведение обучающего вебинара для учителей – предметников (биология, экология, география, история, английский язык и др.) по теме «Метапредметный подход в организации проектной деятельности учащихся в направлении гражданско – патриотического и экологического воспитания».
15. Проведение обучающего вебинара для руководящих и педагогических работников по теме «Использование ресурса эколого-патриотической тропы в организации внеурочной деятельности учащихся в направлении гражданско – патриотического и экологического воспитания»
16. Создание видеоролика о ходе реализации инновационной деятельности образовательной организации в рамках мероприятия «Развитие внеурочной деятельности обучающихся в условиях сельской школы» наглядно демонстрирующего достижение показателей результативности, запланированных школой.
17. Информирование всех целевых групп о ходе и результатах инновационной деятельности школы в рамках заявленного проекта на сайте школы school27nvrsk.ru; публикации в СМИ о реализации проекта.
6. Ссылки на электронные ресурсы
Ссылка на раздел сайта школы, где представлена информация об инновационных продуктах и ходе реализации проекта: https://vk.com/schoolnum27?w=wall-164727020_71
Ссылка на методическую сеть «Метапредметный подход в формировании системы гражданско–патриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого-патриотической тропы «Мысхако»: https://xn--j1aaaehfdojs1d.xn--p1ai/methodical-network/id/get/278
Проект направлен на решение следующих задач государственной политики:
1) в сфере воспитания, сформулированных в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р:
- развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
- привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, краеведческих, спортивных проектах;
-создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции;
- формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
- развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма;
- развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
2) в сфере патриотического воспитания, сформулированных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493:
- активизацию интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;
- совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации;
- апробацию и внедрение современных программ, методик и технологий в деятельность по патриотическому воспитанию;
- повышение качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся;
- совершенствование форм и механизмов социального партнерства образовательных организаций, учреждений культуры, молодежной политики, необщественных и некоммерческих организаций по популяризации идей патриотизма;
3) в сфере образования, сформулированных в Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р:
- интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом;
- формирование у молодого поколения гражданской позиции, патриотизма;
- углубление знаний школьников через туристические походы - экскурсии.
4) в сфере развития дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики, сформулированных в государственной программе Российской Федерации «Развитие образование» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р:
- вовлечение детей и молодежи в занятия по дополнительным общеобразовательным программам спортивной и технической направленности, мероприятия по патриотическому воспитанию;
-совершенствование общественно-государственной системы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи
3. Целевая аудитория
Целевые аудитории, на которые ориентирована инновация: обучающиеся 1-11 классов, родители, педагоги.
4. Описание сути инновации
Данный проект направлен на развитие внеурочной деятельности обучающихся в условиях сельской школы. Инновационный характер представленного проекта просматривается в том, что ведущей линией, интегрирующей все направления и аспекты внеурочной деятельности обучающихся, является нацеленность на формирование метапредметных результатов, а также максимальное использование ресурса эколого-патриотической тропы. Под метапредметным подходом нами понимается совместная учебно-познавательная, проектно-исследовательская деятельность, формирование коммуникативных навыков и опыт социальной и межкультурной коммуникации, то есть освоенные обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Эколого-патриотическая тропа представляет собой туристический маршрут протяжённостью до 4,5 км, с высшей точкой нахождения во время экскурсии над уровнем моря - 212 м, на пути следования находятся можжевеловое редколесье, реликтовые и красно книжные растения, 10 памятников Великой Отечественной войны, разнообразный рельеф.
В каждом из пяти направлений, представляющих механизм реализации проекта, определены приоритетные формы работы, а также сделан акцент на формирование конкретных универсальных учебных действий. Направление «Краеведческо - поисковая работа» включает организацию поисковой работы; краеведческий компонент во внеклассной работе; уход за памятниками; кружок «Музейное дело; организацию экскурсий в школьный музей и по маршруту эколого – патриотической тропы «Мысхако». В направлении «Социальное проектирование» акцент сделан на выполнение проектов экологической и гражданско - патриотической направленности. В ходе реализации направления «Экскурсионно - туристическая деятельность» запланировано проведение экскурсий по эколого-патриотической тропе «Мысхако» для обучающихся; создание виртуальной эколого-патриотической тропы; проведение интерактивных экскурсий для обучающихся школ города и региона; проведение интерактивных экскурсий в школьном медиацентре. Подготовка и проведение мероприятий по направлению «Развитие самоуправления (профильные группы и отряды)» включает организацию работы летних тематических площадок по направлениям «Юный эколог», «Юный патриот», «Юный исследователь», «Юный экскурсовод». Реализация направления «Организация работы базовой школы и сетевого взаимодействия» предполагает проведение экскурсий и походов для обучающихся школ города края, гостей города; разработку новых туристических маршрутов; проведение городских туристических мероприятий, мероприятий гражданско - патриотической направленности.
5. Мероприятия по внедрению / распространению инновации
1. Формирование в образовательной организации нормативно-правовой и организационно – методической базы инновационной деятельности (разработка локальных актов, проектов договоров, внесение изменений и дополнений в локальные акты школы, внесение дополнений и изменений в Основную образовательную программу школы, Программу развития школы.
2. Оснащение школы техническими средствами, позволяющими реализовать проект, в том числе оснащение школьного медиацентра.
3. Подготовка пакета диагностических методик для оценки метапредметных результатов. Диагностика обучающихся – участников проекта, направленная на оценку метапредметных умений, в рамках обозначенных проектом (стартовая) с использованием googl-форм.
4. Обеспечение прохождения педагогами школы курсов повышения квалификации по применению межпредметных технологий в образовательном процессе.
5. Проведение мастер-классов, круглых столов, семинаров по теме проекта на базе школы для педагогов-участников инновационного проекта.
6. Заключение договоров о сотрудничестве и организация взаимодействия с социальными партнерами.
7. Подготовка и проведение мероприятий по направлению «Краеведческо - поисковая работа».
8. Подготовка и проведение мероприятий по направлению «Социальное проектирование».
9. Подготовка и проведение мероприятий по направлению «Экскурсионно - туристическая деятельность».
10. Подготовка и проведение мероприятий по направлению «Развитие самоуправления (профильные группы и отряды)».
11. Подготовка и проведение мероприятий по направлению «Организация работы базовой школы и сетевого взаимодействия».
12. Создание федеральной сети по теме «Развитие внеурочной деятельности обучающихся в условиях сельской школы».
13. Публикация статей по заявленной теме проекта.
14. Проведение обучающего вебинара для учителей – предметников (биология, экология, география, история, английский язык и др.) по теме «Метапредметный подход в организации проектной деятельности учащихся в направлении гражданско – патриотического и экологического воспитания».
15. Проведение обучающего вебинара для руководящих и педагогических работников по теме «Использование ресурса эколого-патриотической тропы в организации внеурочной деятельности учащихся в направлении гражданско – патриотического и экологического воспитания»
16. Создание видеоролика о ходе реализации инновационной деятельности образовательной организации в рамках мероприятия «Развитие внеурочной деятельности обучающихся в условиях сельской школы» наглядно демонстрирующего достижение показателей результативности, запланированных школой.
17. Информирование всех целевых групп о ходе и результатах инновационной деятельности школы в рамках заявленного проекта на сайте школы school27nvrsk.ru; публикации в СМИ о реализации проекта.
6. Ссылки на электронные ресурсы
Ссылка на раздел сайта школы, где представлена информация об инновационных продуктах и ходе реализации проекта: https://vk.com/schoolnum27?w=wall-164727020_71
Ссылка на методическую сеть «Метапредметный подход в формировании системы гражданско–патриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого-патриотической тропы «Мысхако»: https://xn--j1aaaehfdojs1d.xn--p1ai/methodical-network/id/get/278