«Модель формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 34
1. Название инновации
«Модель формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся»
Инновационный проект МБОУ школа №34 городского округа г. Воронеж, предусматривает создание образовательной среды школы, на основе модели формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся, банка учебных заданий и ситуаций, направленных на организацию системы формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся, комплекса показателей и индикаторов, с одной стороны, определяющих уровень функциональной грамотности обучающихся; с другой стороны, направленных на управление развитием функциональной грамотности обучающихся.
Апробация созданной на основе модели, комплекса показателей и индикаторов, банка учебных заданий и ситуаций образовательной среды школы, в рамках проведенных локальных исследований (МБОУ школа №34 городского округа г. Воронеж и организации, участвующих в сетевом взаимодействии), позволяет надеяться на ее продуктивное использование заинтересованными в формировании, развитии и оценки функциональной грамотности обучающихся образовательными организациями.
2. Задачи, решаемые посредством внедрения инновации
1. Уточнены теоретико-методологические основы формирования и развития функциональной грамотности обучающихся.
2. Разработана и апробирована в практике деятельности образовательной организации модель формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся.
3. Подготовлен и апробирован в практике организации образовательного процесса школы банк интересообразующих учебных заданий и учебных ситуаций, направленных на формирование, развитие и оценку функциональной грамотности обучающихся.
4. Создана образовательная среда школы, направленную на формирование, развитие и оценку функциональной грамотности обучающихся.
5. Разработан и апробирован в практике организации образовательного процесса школы комплекс показателей и индикаторов, с одной стороны, определяющих уровень функциональной грамотности обучающихся; с другой стороны, направленных на управление развитием функциональной грамотности обучающихся.
3. Целевая аудитория
Целевыми аудиториями, на которые ориентирована инновация, являются: педагоги и администраторы образовательных организаций, студенты педагогических колледжей и ВУЗов, организации постдипломного образования в направлении повышения квалификации работников в сфере образования.
4. Описание сути инновации
Как подойти к организации работы школы в направлении формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся?
В практике работы школы обретение функциональной грамотности обучающимися предполагается в процессе выполнения различных учебных задач базового уровня, направленных на усвоение алгоритмов решения. Та же практика показывает, что базовые алгоритмы усваиваются (основание - результаты контрольных и экзаменационных работ). Зачастую открытым остается вопрос: обретена ли функциональная грамотность, ибо для ее обретения задания должны включать в себя интересообразование и учет фреймов, наличие которых позволяет обучающимся переносить усвоенные умения в различные вариативные (практико-ориентированные, конструирующие, творческие и др.) ситуации. Основополагающей идеей в организации системы формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся является конструирование банка учебных заданий и ситуаций, позволяющих, с одной стороны, усилить интересообразующий компонент, с другой стороны, усилить направление, позволяющее обучающимся обрести опыт в решении проблем (задач, ситуаций). Это возможно как в рамках своей образовательной организации, так и совместно с коллективами школ-участников сетевого взаимодействия. Необходимо отметить, что конструируемый банк учебных заданий и ситуаций не имеет своей целью подменить используемые для усвоения предметных учебных программ задачи. Они направлены на дополнение интересообразующей и вариативно направленной деятельностной составляющих, без которых функциональной грамотности учителям не сформировать, а обучающимся - не обрести.
Идея реализуется посредством реализации принципа наглядности как основы формирования интереса обучающихся при конструировании учебных задач и учебных ситуаций в ходе организации образовательного процесса школы, направленных на формирование, развитие и оценку функциональной грамотности обучающихся.
Основой построения технологической составляющей для реализации представленной идеи нами предлагается «Модель формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся», банк учебных заданий и ситуаций, направленных на организацию системы формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся, комплекс показателей и индикаторов, определяющих уровень сформированности функциональной грамотности обучающихся. То есть, те составляющие, которых на сегодняшний день, не достает учителю-практику.
5. Мероприятия по внедрению / распространению инновации
Организация двух обучающих вебинаров по темам: «Особенности формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся» и «Конструирование интересообразующих учебных заданий и учебных ситуаций, направленных на формирование, развитие и оценку функциональной грамотности обучающихся».
Создание открытой авторской методической образовательной сети (федеральной, региональной) инновационной тематической направленности для отработки и тиражирования продуктов инновационной деятельности.
Проведение (совместно с ВГПУ) межрегиональной научно-практической конференции по теме: «Формирование, развитие и оценка функциональной грамотности обучающихся: решения и находки», с изданием сборника по итогам конференции.
Подготовка и издание (совместно с ВГПУ), методического пособия «Формирование, развитие и оценка функциональной грамотности обучающихся».
6. Ссылки на электронные ресурсы
1. https://school34vrn.ru/
2. https://www.xn--j1aaaehfdojs1d.xn--p1ai/methodical-network/id/get/375