«Система управления качеством гуманитарного образования в условиях эффективного использования цифровых технологий и ресурсов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 14»
1. Название инновации
«Система управления качеством гуманитарного образования в условиях эффективного использования цифровых технологий и ресурсов»
2. Задачи, решаемые посредством внедрения инновации
- адаптация традиционных педагогических технологий путем внедрения в образовательную практику современных цифровых технологий и ресурсов для преодоления цифрового разрыва между субъектами педагогического процесса;
- внедрение цифровых методов гуманитарных наук в преподавание дисциплин соответствующих предметных областей основного и среднего общего образования;
- создание организационных инноваций по внедрению электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и осознанного выбора обучающимися индивидуальных образовательных траекторий;
- создание условий личностной самореализации обучающихся на основе осознанного применения цифровых технологий и ресурсов в образовательной деятельности;
- создание системы мониторинга учебных и внеучебных достижений и результатов использования цифровых методов гуманитарных наук в учебной и внеучебной работе, включая системы мониторинга использования электронного обучения и дистанционных технологий;
- распространение опыта и наработок сетевого сообщества в широкой педагогической среде регионов-участников.
3. Целевая аудитория
Образовательные организации основного и среднего общего образования
4. Описание сути инновации
Актуальность проекта обусловлена развитием современной цифровой среды, в которой разрабатываются инструменты для эффективной работы с информацией. При несомненной важности подготовки инженерных кадров – специалистов, способных разрабатывать и внедрять цифровые приложения, система образования не успевает готовить грамотных пользователей этих инструментов. Мы предлагаем разработать такую систему гуманитарного образования, которая бы позволяла формировать необходимые компетенции для владения информационными технологиями и ресурсами, а также отслеживать уровень развития этих компетенций. Гимназии по силам решить эту задачу, так как: здесь имеется управленческая команда владеющая информационными технологиями и применяющая их в своей работе; внедрена эффективного использования цифровых технологий на основе дистанционных образовательных технологий; существуют многолетние связи с научно-педагогическим сообществом ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», НИУ «Высшая школа экономики», опыт по реализации образовательных инновационных проектов с применением инструментов Производственной системы «Росатом».
Отличительной чертой предлагаемого проекта является не только адаптация педагогических технологий к внедрению цифровых технологий и ресурсов, но и разработка методических инструментов для внедрения в учебный процесс методов цифровых гуманитарных наук. Особенностью методов цифровых гуманитарных наук является проектная работа по применению компьютерной техники для анализа больших данных (текстов, исторических артефактов, аудио и видео информационных источников).
Все это определяет программу инновационной деятельности целью, которой является создание сети школ, реализующих систему управления качеством гуманитарного образования в условиях эффективного использования цифровых технологий.
При этом задачи проекта:
- адаптация традиционных педагогических технологий путем внедрения в образовательную практику современных цифровых технологий и ресурсов для преодоления цифрового разрыва между субъектами педагогического процесса; внедрение цифровых методов гуманитарных наук в преподавание дисциплин соответствующих предметных областей основного и среднего общего образования;
- создание организационных инноваций по внедрению электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и осознанного выбора обучающимися индивидуальных образовательных траекторий;
- создание условий личностной самореализации обучающихся на основе осознанного применения цифровых технологий и ресурсов в образовательной деятельности;
- создание системы мониторинга учебных и внеучебных достижений и результатов использования цифровых методов гуманитарных наук в учебной и внеучебной работе, включая системы мониторинга использования электронного обучения и дистанционных технологий;
- распространение опыта и наработок сетевого сообщества в широкой педагогической среде регионов-участников.
Предлагаемая нами система управления качеством гуманитарного образования в условиях эффективного использования цифровых технологий в образовательной среде является основой для перевода образовательных организаций (ОО) в новое состояние, так как система опирается не на уникальность условий, сложившихся в определенной среде, а на индивидуализацию обучения обучающихся, субъектность взаимодействия между участниками образовательных отношений, универсальные методы цифровых гуманитарных наук, внедряемых в образовательные практики ОО.
5. Мероприятия по внедрению / распространению инновации
5.1. Мероприятия по решению задачи «Адаптация педагогических технологий для преодоления цифрового разрыва между субъектами педагогического процесса»:
- диагностика уровня информационной компетентности участников педагогического процесса ОО;
- диагностика технических возможностей для использования цифровых технологий в ОО;
- повышение квалификации персонала в использовании цифровых информационных технологий;
разработка правовой базы использования цифровых информационных технологий;
- разработка локальных нормативных актов, необходимых для оценки уровня развития информационных и коммуникационных компетенций обучающихся, формируемых при внедрении цифровых технологий;
- проведение вебинаров по продвижению использования цифровых технологий в учебном процессе;
- проведение мониторинга готовности субъектов педагогического процесса к реализации учебного процесса в условиях активного использования цифровых технологий
5.2. Мероприятия по решению задачи «Внедрение цифровых методов гуманитарных наук в преподавание дисциплин соответствующих предметных областей основного и среднего общего образования»:
- проведение научно-практической конференции для учителей «Цифровые методы в гуманитарных науках»;
- проведение конкурса методических разработок для выявления лидеров в использовании цифровых методов и цифровых технологий для преподавания гуманитарных дисциплин;
- создание рабочей группы по продвижению технологии использования цифровых методов в гуманитарных науках;
- разработка образовательной модели использования цифровых методов в гуманитарных науках;
- проведение вебинаров, демонстрирующих методику создания образовательных продуктов, полученных в ходе применения цифровых методов в гуманитарных науках;
5.3. Мероприятия по решению задачи «Создание организационных инноваций по внедрению электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и осознанного выбора обучающимися индивидуальных образовательных траекторий»:
- диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию цифровых технологий ОО;
- диагностика технических возможностей для использования дистанционных технологий в ОО;
- повышение квалификации персонала в использовании дистанционных технологий;
- разработка правовой базы использования дистанционных технологий;
- разработка локальных нормативных актов необходимых для оценки уровня развития учебных достижений при реализации дистанционных образовательных технологий
- проведение вебинаров по продвижению использования дистанционных технологий в учебном процессе;
- проведение мониторинга готовности субъектов педагогического процесса к реализации учебного процесса в условиях активного использования дистанционных технологий;
- построение педагогической технологии выбора обучающимися индивидуальных образовательных траекторий в контексте использования дистанционных образовательных технологий.
5.4. Мероприятия по решению задачи «Создание условий личностной самореализации обучающихся на основе осознанного применения цифровых технологий и ресурсов в образовательной деятельности»:
- создание нормативной базы, регулирующей выбор обучающимся учебных дисциплин, при преподавании которых используются цифровые методы в гуманитарных науках;
- организация и функционирование институциональных механизмов, достаточных для осознанного применения цифровых технологий и ресурсов в образовательной деятельности;
- мониторинг деятельности обучающихся в условиях использования цифровых технологий и ресурсов в образовании.
5.5. Мероприятия по решению задачи «Создание системы мониторинга учебных и внеучебных достижений и результатов использования цифровых методов гуманитарных наук в учебной и внеучебной работе, включая системы мониторинга использования электронного обучения и дистанционных технологий»:
- проведение мониторинга готовности субъектов педагогического процесса к реализации учебного процесса в условиях активного использования цифровых технологий;
- проведение мониторинга готовности субъектов педагогического процесса к реализации учебного процесса в условиях активного использования дистанционных технологий;
- мониторинг деятельности обучающихся в условиях использования цифровых технологий и ресурсов в образовании.
5.6. Мероприятия по решению задачи «Распространение опыта и наработок сетевого сообщества в широкой педагогической среде регионов-участников»:
- проведение вебинаров по продвижению использования цифровых технологий в учебном процессе;
- проведение конкурса методических разработок для выявления лидеров в использовании цифровых методов и цифровых технологий для преподавания гуманитарных дисциплин;
- проведение вебинаров, демонстрирующих методику создания образовательных продуктов, полученных в ходе применения цифровых методов в гуманитарных науках;
- повышение квалификации персонала образовательных организаций в использовании дистанционных технологий;
- проведение вебинаров по продвижению использования дистанционных технологий в учебном процессе.
6. Ссылки на электронные ресурсы
https://xn--j1aaaehfdojs1d.xn--p1ai/methodical-network/id/get/329