«Исследование взаимосвязи сформированности уровня коммуникативной компетентности педагогических работников с проявлениями поведенческих девиаций у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с сохранным интеллектом»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (нарушение опорно-двигательного аппарата) № 4 г. Челябинска"
Название инновации
«Исследование взаимосвязи сформированности уровня коммуникативной компетентности педагогических работников с проявлениями поведенческих девиаций у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с сохранным интеллектом»
Задачи, решаемые посредством внедрения инновации
1. Отбор психодиагностического инструментария, позволяющего определить у педагогических работников уровень сформированности коммуникативной компетентности.
2. Отбор психодиагностического инструментария, позволяющего выявить различные проявления поведенческих девиаций у обучающихся.
3. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня сформированности коммуникативной компетентности педагогических работников с проявлениями поведенческих девиаций у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с сохранным интеллектом.
4. Разработка, апробация и внедрение модели событийно-насыщенной образовательной среды, включающей в себя совокупность общих и специальных мероприятий, способствующей минимизации проявлений поведенческих девиаций у обучающихся.
5. Разработка нормативных, информационных, методических и диагностических материалов, обеспечивающих внедрение, распространение и тиражирование модели событийно-насыщенной образовательной среды, включающей в себя совокупность общих и специальных мероприятий, способствующей минимизации проявлений поведенческих девиаций у обучающихся.
6. Обобщение и распространение эффективного опыта работы школы по минимизации негативных последствий делинквентого поведения обучающихся, полученного в ходе реализации инновационного проекта.
Целевая аудитория
1) педагогические работники: учителя начальных классов, учителя-предметники, воспитатели дошкольных и школьных групп, педагоги дополнительного образования, учителя-логопеды, учителя-дефектологи;
2) обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) с сохранным интеллектом: воспитанники старшей и подготовительной групп дошкольных отделений; учащиеся, осваивавшие содержание адаптированных образовательных программ на уровнях начального общего и основного общего образования;
3) родители обучающихся: родители детей старшего дошкольного возраста; родители детей, обучающихся на уровнях начального общего и основного общего образования.
Описание сути инновации
Демонстрация поведенческих девиаций обучающимися (в том числе с ограниченными возможностями здоровья с сохранным интеллектом), которые классифицируются как делинквентное (отклоняющееся) поведение, приводит к отклонению от наиболее важных социальных норм, причинению реального ущерба обществу или самому обучающемуся, его социальной дезадаптации.
Отклоняющееся поведение обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья с сохранным интеллектом, является результатом сложного взаимодействия социальных и биологических факторов, действие которых преломляется через систему их отношений к себе, к окружающим, к миру. Воспитывающее воздействие на формирование мотивов нравственного поведения у обучающихся оказывают отношения людей друг к другу.
Важная роль в этом воздействии отводится педагогическим работникам в ходе осуществляемой ими образовательной деятельности. Формирование у обучающихся нравственных форм поведения происходит не только в результате целенаправленного воздействия педагогических работников, но и в результате наблюдения за поведением самих педагогов, в процессе которого дети впитывает неосознаваемые педагогами формы их поведения, отношения к другим, к себе.
Для осуществления целенаправленного воздействия на обучающихся при формировании у них нравственных форм поведения, педагогическим работникам необходимо обладать высоким уровнем коммуникативной компетентности, которая выражается в их культурных нормах и ограничениях в общении, знании традиций, этикета в сфере общения, соблюдении приличий и воспитанности педагога.
Коммуникативная компетентность выступает одной из важнейших качественных характеристик педагогических работников, которая позволяет реализовать их потребности в социальном признании, уважении, помогает успешному процессу социализации, как самих педагогов, так и обучающихся, с которыми они взаимодействуют в образовательной деятельности.
Основная идея инновационного проекта состоит в минимизации негативных проявлений поведенческих девиаций у обучающихся с особыми образовательными потребностями через создание в школе такой событийно-насыщенной образовательной среды, которая будет включать в себя совокупность общих и специальных мероприятий, способствующих развитию у всех участников образовательных отношений коммуникативных компетенций и, следовательно, формированию у обучающихся нравственных форм поведения.
Мероприятия по внедрению / распространению инновации
Формирование комплекта продуктов инновационной деятельности:
Комплект психодиагностического инструментария, позволяющего определить у педагогических работников уровень сформированности коммуникативной компетентности;
Комплект психодиагностического инструментария, позволяющего выявить различные проявления поведенческих девиаций у обучающихся;
Модель событийно-насыщенной образовательной среды, включающей в себя совокупность общих и специальных мероприятий, способствующей минимизации проявлений поведенческих девиаций у обучающихся;
Методические рекомендации по организации работы в образовательной организации, направленной на минимизации проявлений поведенческих девиаций у обучающихся;
Подготовка не менее 2 публикаций в научных журналах, индексируемых в российской базе данных научного цитирования, в том числе из перечня ВАК по теме реализации инновационного проекта.
Ссылки на электронные ресурсы
Сайт конкурсшкол.рф - Методическая сеть Эффективные школьные модели профилактики делинквентного (отклоняющегося) поведения обучающихся.
Официальный сайт ОО: http://shkola-i4.ru/