Формирование универсальных учебных действий на ступени НОО на основе индивидуализации
МОУ «Великосельская средняя школа», это школа, в которой создана целостная последовательная система индивидуальной образовательной деятельности учащихся, направленная на эффективное обучение, воспитание и развитие каждого ребенка на всех этапах пребывания его в школе.
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Учителя школы ответственно подходят к организации и содержанию индивидуализации, а, следовательно, и к формированию УУД.
Знакомство с будущим первоклассником начинается в детском саду. Учитель посещает занятия в подготовительной группе детского сада, знакомится с детьми, беседует с воспитателями, отвечает на вопросы, возникающие у воспитателей по поводу проведённых занятий. Учитель знакомится с программой детского сада, чтобы иметь представление, с какими знаниями и умениями дети поступят в школу. В апреле проводится родительское собрание, на которое приглашают учителя. На данном собрании происходит знакомство учителя с родителями, а также идёт разговор по поводу подготовки первоклассника к школьной жизни. Воспитатели готовят на детей подробные характеристики и передают их учителю.
В сентябре, когда дети начинают учиться в школе, школьный психолог с учителем проводят стартовую диагностическую работу по определению уровня актуального развития ученика, которое включает обученность (уровень начальных представлений первоклассника в области предметов, которые ему предстоит изучить), развитость и воспитанность, т.е. общую успешность ученика к обучению в школе.
Совместно с родителями составляем карту интересов младших школьников, чтобы правильно организовать внеклассную и внеурочную работу.
Необходимым условием индивидуализации в начальной школе прежде всего является педагогический такт учителя. Спокойный тон обращения к ребёнку, слова поощрения, одобрения за удачный ответ, красиво написанную строчку дают большой положительный эффект. Ученик, особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит даже самое малое продвижение ученика, радуется вместе с ним. Но такая позиция не снижает требовательности к ученику.
Следующая важная предпосылка осуществления индивидуального подхода к ученику в Великосельской средней школе – это воспитание радости познания, мотивации в учебной и внеурочной деятельности. Для того, чтобы пробудить интерес, необходим и коллективный подход: поставить познавательную задачу перед всем классом, создать поисковую ситуацию, раскрыть возможность поиска и помочь каждому включиться в учебный труд. В этом нам помогает проблемно – диалогическая технология.
Наиболее широкие возможности для индивидуального обучения, для внутренней дифференциации представляет дифференцированная самостоятельная работа, которая проходит в одиночестве и индивидуальном темпе. В образовательной системе «Школа- 2100» это вполне осуществимо, т.к. в учебниках, дидактических материалах и тетрадях для самостоятельных работ авторами представлено достаточное количество разноуровневых заданий. В настоящее время наличие интерактивной доски и документ – камеры помогают учителю подготовить индивидуальные задания для группы учащихся.
Для более успешного обучения в школе применяем сравнительно молодую технологию – технологию оценки учебных успехов. Введение правила «Самооценка» развивает у учеников умение самостоятельно оценивать результат своих действий; позволяет ориентировать ученика на успех, избавляет его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создаёт комфортную для учёбы обстановку, сберегает психологическое здоровье детей.
Индивидуальный подход – это не разовое мероприятие. Он включает в себя следующие элементы:
- систематическое изучение каждого ученика;
- постановка ближайших педагогических задач, чтобы ребёнок работал в зоне своего
ближайшего развития;
- выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
- фиксация и анализ полученных результатов;
- постановка новых педагогических задач;
Стартовая диагностика и наблюдение за учащимися в течение первого года обучения, тесты, проводимые психологом, дают возможность учителю определить уровень обучаемости детей: высокий, средний, низкий.
С целью изучения индивидуальных особенностей учащихся, оказания им практической помощи, ведём «Карты индивидуального развития учащихся начальной школы». В них с помощью родителей фиксируем индивидуальные особенности ребёнка, состояние его здоровья.
Учитель регулярно заполняет сведения о необходимой коррекции в поведении и в учёбе, беседует с родителями или обращается за помощью к школьному психологу, который по просьбе учителя работает с проблемными детьми.
Учащиеся, начиная со 2 класса, заполняют раздел «Моё представление о себе». Результаты могут быть самыми неожиданными. Учитель узнаёт о ребёнке нечто новое для себя, ранее неизвестное.
«Участие семьи в воспитании ребёнка» заполняется учителем по каждому классу: помощь учителю в воспитании и обучении ребёнка, помощь школе, участие в классных и школьных мероприятиях. По этим результатам в конце года родителям вручаются благодарственные письма, а детям за активное участие в жизни класса и школы – подарки на торжественных линейках по окончании четверти.
Раздел «Проблемы» заполняется учителем. К счастью, серьёзных проблем бывает немного. В их ликвидации помогают родители и школьный психолог.
Индивидуальная работа с учащимися имеет своё продолжение во внеурочной деятельности. Родители вместе с детьми, исходя из интересов и склонностей учащихся, выбирают, какие студии и кружки (из предложенных школой) будут посещать их дети.
В школе работают студии «Волшебная глина», «Зелёная планета», «Румяные щёчки», «Льняной лоскуток», «Я и моё Отечество», «Истоки» (о малой родине), хоровая студия, хореография, танцевальный кружок «Росинка», кружки «Информатика» и «Прекрасное рядом с тобой», «Азбука вежливости», спортивные секции.
Задача руководителей кружков – развивать индивидуальные особенности учащихся, их коммуникативные и личностные качества.
Неотъемлемым звеном индивидуализации является преемственность между начальной школой и средним звеном. Будущие учителя – предметники и классный руководитель посещают уроки в 4 классе с целью использования в 5 классе методов работы учителя начальных классов, а также знакомятся с тем, как учащиеся работают на уроках.
Будущие учителя – предметники участвуют в проведении и проверке итоговых контрольных работ. На малом педсовете в мае месяце учитель 4 класса знакомит с индивидуальными особенностями класса и отдельных учащихся. Он передаёт характеристики на учащихся, «Дневники индивидуального развития» и «Портфолио» классному руководителю, на основе которых составляется индивидуальная программа и осуществляется дальнейшее педагогическое сопровождение учащихся. На празднике «До свидания, начальная школа!» директор школы знакомит родителей с классным руководителем, который примет детей в 5 классе.
Предложил:МОУ "Великосельская СШ"
Комментарии